Библиотека киномана: что почитать про кино
Для тех, кто интересуется хорошим кино и любит его, я составила список литературы, которую можно считать базовым проводником в мир кинематографа и достойным украшением книжной полки любого поклонника синема. Приступим?
Маргинальное: Жиль Делёз «Кино»
Жиль Делёз — французский философ ХХ века, его эссе занимают важное место в современных исследованиях об обществе, политике и искусстве, включая литературу, живопись и кино. Делёз поставил кино в один ряд с другими направлениями научной мысли. Его особый способ мышления, не как критика, а как философа, создал непревзойдённый по своей глубине культурный взгляд на эту область искусства.
Автор не создал культуру смотрения кино, он стремился как можно глубже исследовать, какую роль играет философия в кино, и наоборот, как кино может отразиться на современной философии. Неподготовленному читателю размышления в этой книге могут показаться сложными — изложенные мысли требуют вдумчивости и внимания. Впрочем, если вы осилите двухтомник, то будете ошеломлены результатом и довольны собой.
Делёз считал свой труд «книгой о логике кино», которая «выделяет некоторые кинематографические концепты, но вместе с тем она учит не только понимать, но и тоньше чувствовать кино». Книга предназначена не только для критиков и киноведов, но и для каждого, кто хочет разбираться в современном кино и знать то, что ему предшествовало.
Популярное: Франсуа Трюффо «Хичкок/Трюффо»
Вряд ли в кинолитературе есть более известная книга, чем эта. Читается она на одном дыхании. В 1962 году состоялась встреча между молодым критиком, начинающим режиссёром французской «новой волны» Франсуа Трюффо и успешным английским режиссёром Альфредом Хичкоком. Серия 50-часового интервью проводилась в течение недели на киностудии Universal, и в итоге сложилось в целостное эпистолярное произведение. Трюффо провёл это интервью, чтобы отдать дань уважения английскому представителю авторского кино.
Получилось наглядное пособие для всех кинолюбителей о том, как понимать фильмы Хичкока и Трюффо. Также диалог раскрывает непростые нюансы и спорные моменты в работе над кино. Прекрасная возможность погружения в сознание двух кинематографистов.
«Создать фильм — это, прежде всего, рассказать историю. История может быть сколь угодно невероятной, но никак не банальной. Она должна быть драматичной и человечной. А что такое драма, если не сама жизнь, освобождённая от своих наиболее скучных подробностей», — говорил Альфред Хичкок.
Прекрасное доказательство того, что подлинным искусством может быть простая беседа, если это разговор двух гениев.
Историческое: Евгений Марголит «Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920−1960-х годов»
Историю мирового кинематографа невозможно рассматривать без внимания к советским режиссёрам. Историческое пособие «Живые и мёртвое» представляет собой исследование среды советского кинематографа от Эйзенштейна и Довженко до Шукшина и Хуциева.
Этот труд состоит из статей, написанных в разное время для разных изданий и сборников, пристальный разбор пяти десятилетий ХХ века (с 20-х по 60-е) глазами российского киноведа и кинокритика Евгения Марголита. Исторические заметки улавливают не только кинематографические рамки, но и бытийные процессы, происходящие в советском обществе.
Книга будет поражать многие будущие поколения своей насыщенной текстурой, она содержит конкретные, исчерпывающие исследования, выраженные в непретенциозной и остроумной форме. Литературный продукт одновременно и развлекает, и завораживает. Профессиональная коллекция текстовых усилий откроет немало имён, которые стоит знать, а также предметно раскроет уникальное наследие известных советских ремесленников кино.
Биография: Федерико Феллини «Делать фильм»
Автобиография великого маэстро, автора всемирно известных фильмов «Сладкая жизнь», «8 ½», «Дорога», «Ночи Кабирии» Федерико Феллини. В этой книге режиссёр рассказывает о возникновении замыслов своих фильмов, о процессе их создания — выборе актёров, различных аспектах работы, принципах съёмки и пр., а также делится сентиментальными воспоминаниями о коллегах. Биография обогащена мощными фантазиями режиссёра. В довершении ко всему книга иллюстрирована рисунками Феллини.
«Каждый живёт в собственном вымышленном мире, но большинство людей этого не понимают. Никто не знает подлинного мира. Каждый называет Истиной свои личные фантазии. Я отличаюсь тем, что знаю: я живу в мире грёз. Мне это нравится, и я не терплю, когда мне в этом мешают. Фантазии — единственная реальность», — утверждал Федерико Феллини.
Чудесная литература, как и кинематографичные работы мастера, послужит источником вдохновения для широкого круга читателей.
Дневник: Андрей Тарковский «Мартиролог»
Помимо своих выдающихся киноработ, Андрей Тарковский был крупнейшим теоретиком кино, и его труды невероятно популярны на Западе. В 1970-м году режиссёр начал вести дневник «Мартиролог». Записи в нём режиссёр вёл вплоть до самой смерти в 1986 году.
В «Мартирологе» Андрей Арсеньевич мало рассказывает о киношной работе, для этих случаев у него припасены дневники по работе над каждым фильмом. На страницах издания множество философских размышлений, записи о планах, разработки сцен, идеи по так и не отснятым фильмам. Уникальное свидетельство жизни, со всем её отчаяньем, разочарованием и перипетиями, пробирающее до мурашек. Был ли Тарковский честен на страницах дневника? Думаю, что он знал, что их прочтут. И всё-таки зачастую не сдерживался и выплёскивал поток душевных откровений в дневник.
«Почему я чувствую себя таким одиноким? Конечно, прежде всего, оттого, что я действительно одинок. И всегда был одинок. И буду. Пора бы знать и не забывать этого», — писал Андрей Тарковский.
Исповедь художника представляет собой душевное произведение, наполненное глубоко личными размышлениями. Единственным минусом «Мартиролога» является сложный поиск бумажного издания в полном объёме с фотографиями и рисунками.