Про «Матильду»: мороз по коже и ничего оскорбительного

У меня остались глубоко положительные впечатления от фильма Алексея Учителя «Матильда», хотя не сказал бы, что это какой-то шедевр. С точки зрения обывателя, это обычное кино: костюмная, красивая любовная драма, которую приятно посмотреть без сопровождения роты автоматчиков на входе.

Кино неторопливое, местами совсем неспешное. Здесь нет бешеного темпа боевика или какого-то лютого экшена приключений. Такая классическая Love story на историческом фоне. Император Николай показан в фильме живым человеком, который, как и все мы, поддаётся порыву, влюбляется, разрывается на части и боится грядущего. Этакий кидалт образца конца XIX века.

Все персонажи показаны уважительно и даже с нежностью. Оскорбиться в нём православному решительно нечем: ни кровищи, ни расчленёнки, ни унизительной похабщины. Самая откровенная выходка – танец с одной обнажённой грудью Кшесинской. Время пить валерьянку, не иначе.

Политика в фильме отсутствует вообще. Она только подразумевается, нависая над Николаем как Тяжкий Долг Императора, скованного историческим Выбором Романовых, которому противостоит, собственно, его стремление любить, кого и как он хочет.

Безусловно, Поклонская, сектанты-царебожники, поджоги кинотеатров и наряды полиции внутри и снаружи придали фильму свой неповторимый колорит, но он и без того хорош, а от фраз вроде «мы готовим праздник на Ходынском поле» и сцены финального фейерверка мороз по коже.