Жан Ренуар. Последний импрессионист в кинематографе

15 сентября 1894 года в семье художника-импрессиониста Огюста Ренуара рождается второй сын Жан Ренуар, которому суждено стать великим режиссёром. С юных лет Жан, как и отец, занимался живописью, затем увлекался керамикой, посещал театральные представления и много читал, но прежде всего, с самого детства, увлекался кино, в день просматривал по семь-восемь фильмов.

После Первой мировой войны кино Франции в техническом плане сильно отставало, ведущая роль на киноолимпе утвердилась за США. Однако в этот период в киноиндустрии Франции отмечается активность режиссёров, которые стремятся превратить кино в подлинное искусство, а не массовый продукт.  Успешно работал в то время Жан Ренуар, который сыграл большую роль в развитии французского кинематографа. Мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями о трёх любимых картинах этого мастера.

В творчестве Жана Ренуара чётко прослеживается линия «киноимпрессионизма»: пространство кино для режиссёра как мастерская живописца, по всей видимости, это любовь к прародителю. По аналогии с художественным движением киноимпрессионист отражает тонкий лиризм.

В 1924 году Ренуар по собственному сценарию снимает картину «Дочь воды». В фильме рассказана история юной девушки, дочки владельца небольшой баржи: она теряет отца, после чего судьба обрекает её на тяжкие испытания. Безусловный интерес к ленте вызывает не сюжетная линия, а то, как снят фильм. Огромное внимание уделено природе и живописи. Поскольку действие разворачивается на барже, то в фильме показаны каналы и реки Франции, использованы натуральные съёмки, передающие особенности пейзажа. Изображая необычное психическое состояние бреда, кошмарного сна, безумия и смертельного страха героини, режиссёр использовал рапид-съёмку, многократные экспонирования, затемнения и наплывы. Творческие решения в сцене сна героини считаются примером авангарда в кино.

Появление звука на экране стало настоящим прорывом, переходом в новое качество. Французское кино 30-х годов в своих лучших произведениях отражало социальную реальность общества.

В 1932 году Жан Ренуар выпускает острую сатиру о жизни мелкой буржуазии и социального дна – «Будю, спасённый из воды». Бродяга Будю теряет собаку. Опечаленный утратой единственного друга, бездомный пытается покончить жизнь самоубийством. Зажиточный книготорговец Лестенгуа спасает бросившегося в Сену нищего Будю, приводит к себе в дом и пытается привить вкус и научить хорошим манерам. Неотёсанный бездельник остаётся самим собой, не желая менять  свободный нрав, зато разрушается весь привычный буржуазный уклад в доме Лестенгуа. Исполнитель главной роли Мишель Симон играет театрально и размашисто, своей неуклюжестью порождая хаос. Несмотря на жанр комедии с элементами социальной проблематики, Жан Ренуар не изменяет своей поэтической образности. Подвижная камера исследует улицы, берега рек и каналов оживлённого Парижа, построение композиции и перспектива придают лиризм фильму.

Жизненное правдоподобие и элементы гротеска стали особенностями стиля режиссёра. В 30-е Ренуар сблизился с движением «Народный фронт», что отразилось в его идеях. В дни, когда «Народному фронту» нужно было бороться с фашизмом, фильм «Великая иллюзия» 1937 года воспринимался как призыв к сплочённости, активным действиям. Сейчас этот фильм – общепризнанный шедевр мирового кино, а во времена создания Ренуар три года искал финансовую поддержку для своего проекта. Ему пришлось представить «Великую иллюзию» как приключенческий фильм о побеге из плена.

С художественной точки зрения в фильме есть место плавным монтажным переходам, лаконизму композиции, подчёркнута естественная игра актёров. Главную роль превосходно исполнил молодой Жан Габен, на долгие годы ставший звездой французского кино. Работая с режиссёром, он утверждал, что Ренуар понимает актёров, а главное, любит их.

В «Великой иллюзии» рассказывается о французском капитане де Боэльдьё и лейтенанте Марешалье. Во время разведывательного полёта их самолёт сбивает немецкий ас фон Рауффенштайн. Оба пилота остаются в живых и попадают в лагерь для военнопленных. Ж. Ренуар в годы первой мировой войны, как и герои фильма, был военным лётчиком и разделял великие иллюзии представителей своего поколения, полагавших, что другой такой войны уже не будет.

Картина вобрала в себя все противоречия жизни людей XX века: негармоничную, разорванную, несчастную душу человека. Тема столкновения людей разных национальностей и слоёв общества перед лицом машины смерти. Сумрачный и тревожный характер предчувствует надвигающуюся военную катастрофу европейской цивилизации. Ренуар проповедует терпимость и милосердие, желание понять окружающих. В картине нет ни одной батальной сцены, но она до сих пор считается выдающимся антивоенным фильмом, который был запрещён в Германии министром нацистской пропаганды Йозефом Геббельсом и объявлен «кинематографическом врагом № 1».

Трудная обстановка во Франции конца 30-х годов, распад «Народного фронта» – всё это вынудило Ж. Ренуара покинуть страну и эмигрировать в Америку. Режиссёр стал автором большого количества фильмов в разных жанрах – от сатирической комедии до социальной драмы. Про себя Жан Ренуар высказывался так: «Единственное, что я мог принести в этот мир, жестокий и нелогичный, – это свою любовь». Свою любовь к людям ему блестяще удалось воплотить в своих фильмах.

По-моему, очевидно: если фильм достойный, он не устаревает, в нём по-прежнему звучит бессмертная идея, которую вкладывал автор. Поэтому познакомиться с творчеством Жана Ренуара советую всем. Надеюсь, что у меня получилось расположить читателей к этому режиссёру, возможно, последнему импрессионисту в кино.