Кинопсихология от Линча до Бертолуччи
Зрителю, следящему за новинками кинопроката, не хватает кинолент, которые заставили бы самостоятельно пораскинуть мозгами, которые раскрывают сложные характеры персонажей, затрагивают острые социальные темы. Если вы устали от массовой экранной жвачки, вы точно оцените подборку проверенных временем психологических фильмов. Читайте, выбирайте понравившиеся, пересматривайте полюбившиеся. В общем, теперь вы знаете, чем занять себя в первый майский уикенд.
1. ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ / Реж. Милош Форман.
Фильм по одноимённому роману Кена Кизи принёс создателям и актёрам пять статуэток «Оскар». Это картина о том, как герой Джека Николсона Питер МакМерфи противостоит и борется с системой, разрушающей внутренний мир человека.
Когда в психиатрическом отделении появляется новый пациент Питер МакМерфи, он рождает диссонанс в чётко слаженной системе правил. Он выступает борцом за свободу. Многие попытки МакМерфи изменить привычный распорядок венчаются успехом. Благодаря своему обаянию он завоевывает авторитет среди душевнобольных, зарождая свободомыслие в их головах. Он похищает автобус с пациентами, чтобы научить их рыбалке, организовывает игры в баскетбол и, наконец, устраивает в отделении ночную вечеринку. Питер упорно не хочет мириться с механизмом подавления сознания. Он идёт на риск ради обретения свободы, поэтому его удивляет, что многие из больных добровольно находятся в клинике, лишая себя той роскоши, к которой он стремится.
Хотя финал фильма трагичен, МакМерфи удаётся обрести свободу благодаря своему товарищу Вождю, который помогает ему остаться в памяти других людей. Думаю, посыл истории очевиден: пока в мире существуют такие люди, как Питер МакМерфи, ломающие прогнившую систему, у человечества есть будущее.
2. ТАКСИСТ / Реж. Мартин Скорсезе.
Одинокий и молодой Трэвис Бикл в блестящем исполнении Роберта Де Ниро возвращается с военной службы и устраивается работать ночным таксистом в Нью-Йорке. Он видит из окна своей машины порочный мир, в котором низкие люди безжалостно уничтожают друг друга. Всё это объяснимо проклятой современностью, но Трэвис смотрит на окружающее своими глазами. Грязь и балаган проникают в его рассудок и зарождают упоительную и ужасную мысль – вычистить этот город.
Фильм поднимает провокационные вопросы нравственности. Чем фатальнее одиночество главного героя, тем смелее играет его воображение. Навязчивая идея мести, пускай из лучших побуждений, оборачивается для героя неизбежным.
Есть споры о толковании концовки. Реально ли всё то, что показано в заключительной сцене? Лично я придерживаюсь версии, что всё происходит в затухающем сознании главного героя.
3. КОНФОРМИСТ / Реж. Бернардо Бертолуччи.
В 1970 году итальянский режиссёр Бернардо Бертолуччи выпустил фильм «Конформист», созданный по одноимённому роману Альберто Моравиа. Для многих режиссёров современности этот фильм открыл путь к созданию психологических драм.
На примере отдельно взятой личности Бертолуччи исследует истоки фашизма и прослеживает крушение европейской цивилизации. Стоит сказать, что в современном кинематографе существует гораздо меньше примеров, которые так глубинно анализируют природу человеческих поступков.
Отрицая свою непохожесть на других, главный герой Марчелло Клеричи решает раствориться в господствующем порядке фашистского режима. В 33-м году Клеричи, бездумно следуя влиянию масс, вступает в партию большинства. Фашистская разведка поручает ему убийство профессора-антифашиста, который эмигрировал во Францию после прихода к власти Муссолини. Некогда профессор преподавал философию в университете, в котором учился Киричи, и был для студента наставником. В этом и состоит одна из проблем фильма. Герой совершенно неспособен противостоять злу, несмотря на то, что он отчётливо его осознает и, скорее всего, внутренне не принимает.
Стоит сказать пару слов и о притягательном визуальном языке фильма. Образы дождливого полумрака городских улиц, разлетающихся осенних листьев под ногами передают внутренний мир главного героя. Резкий контраст света и тени отражает глубинную борьбу в его душе.
4. МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ / Реж.Дэвид Линч.
Молодая и обаятельная блондинка Бэтти живёт мечтой стать популярной актрисой, она приезжает в Лос-Анджелес в квартиру своей тёти и обнаруживает в ней скрывающуюся незнакомку Риту, потерявшую память. Вместе девушки пытаются разобраться, откуда пришла Рита, что ей угрожает, и впоследствии становятся очень близки. Канва повествования неожиданно обрывается в точке наивысшего напряжения, и тайна личности Риты, карьера Бэтти остаются неразрешёнными.
История начинается заново… Если в альтернативной вселенной Бэтти – восторженная и успешная актриса, то в новой реальности, на задворках Голливуда, живёт её «тёмная сторона» Дайана, испытывающая страх, ненависть, одиночество и отчаянье. В этой действительности Рита становится Камиллой – роковой кинодивой. Она изменяет Дайане с режиссёром и собирается выйти за него замуж. Наполненная ревностью Дайана решается заказать убийство своей подруги.
Картина содержит несколько ответвлений, странное начало и ещё более сложную смену комбинаций, которые на первый взгляд кажутся иррациональными. Но по окончании просмотра кусочки собираются в постижимую линию повествования. Линч очень щедр к своим зрителям, чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета, он оставил ключи из 10 пунктов для разгадки секретов ленты. Любители головоломок смогут найти их в «Гугле», прочитать перед просмотром и оценить грандиозность режиссёра.
Но для того чтобы проникнуться этим фильмом, нет необходимости задумываться над всеми значениями и символами, ведь больше всего поражает сумасшедший сюрреалистический мир, воплощённый на экране. Чем меньше в нём кажется смысла, тем больше хочется смотреть на происходящее.
5. АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОПАТ / Реж. Мэри Хэррон.
Фильм «Американский психопат» снят по мотивам романа Брета Истона Эллиса. В центре сюжета – представитель золотой молодёжи Патрик Бэйтман (Кристиан Бэйл). Как полагается нарциссу, он следит за своей формой, ухаживает за кожей и лицом. Как истинный педант предпочитает всё самое роскошное: модную одежду «от кутюр», посещение самых дорогих ресторанов, а элегантная визитная карточка имеет для него безоговорочное значение. Сильнее, чем страсть к совершенству, в Патрике преобладает страсть к насилию.
Бэйтман с презрением относится к людям и презирает все существующие человеческие законы. Абсолютное сумасшествие приводит к череде кровавых и бессмысленных преступлений, искусно маньяк меняет орудия убийства – нож, бензопила, топор, дрель. Хладнокровно и извращённо он разделывается с бомжом, случайными знакомыми, проститутками, коллегой, терроризирует весь спящий город.
Создатели фильма ехидно высмеивают все возможные человеческие пороки: эгоизм, зависть, гнев, ненависть и лицемерие. Саркастически представлено общество белых воротничков, частью которого является Патрик Бэйтман. Всё окружение заражено фальшью, любой из успешных бизнесменов с лёгкостью оценит стоимость надетого на тебе костюма, но предпочтёт не обратить внимание на признание в убийстве.
«Американский психопат» обладает серьёзной силой психического воздействия на зрителя. Резня вызывает отвращение, а атмосфера бушующего психоза шокирует и дезориентирует на несколько часов после просмотра.