О ситуации с госдолгом и финансовой политике Свердловской области

Фракция КПРФ в Законодательном собрании направила Евгению Куйвашеву письмо с кратким анализом ситуации и нашими предложениями. Чтобы подчиненные не скрыли от губернатора наше обращение, выставляю часть материалов.

Общая ситуация

Если на момент прекращения полномочий губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя (данные на 1 января 2009 года) государственный долг Свердловской области составлял 3,5 млрд рублей, то к фактическому прекращению полномочий Александра Мишарина (на 1 декабря 2011 года) – 13,1 млрд рублей. 

Между тем к началу 2013 года размер госдолга достиг величины 20,742 млрд рублей, а через год перевалил через значение 33,889 млрд рублей. При этом уже в минувшем январе Минфин Свердловской области объявил о дополнительных заимствованиях на 10 млрд рублей (лоты отторгованы в феврале 2014 года), а в феврале 2014 года – еще на четыре млрд рублей. Таким образом, на сегодняшний день приняты решения по государственным долгам нашего региона на общую сумму в 47,9 млрд рублей, что более чем в 2,3 раза превышает долговую нагрузку бюджета Свердловской области в 2013 году.

Финансовая политика области

Данная ситуация не случайна и носит закономерный характер. Так, постановлением правительства Свердловской области еще в октябре 2013 года была принята государственная программа «Управление государственными финансами Свердловской области до 2020 года». В соответствии с ней предлагалось сдерживать отношение объема госдолга к общему объему собственных доходов областного бюджета в 2014 году на уровне 29,9%, в 2015 году – на уровне 32,7%, в 2016 году – на уровне 32,7%, а отношение предельного объема расходов на обслуживание государственного долга к объему собственных расходов областного бюджета в 2014 году – на уровне 2,1%, в 2015 году – на уровне 2,6%, в 2016 году – на уровне 2,6%.

Однако уже в бюджете Свердловской области на 2014 год и плановые 2015-2016 годы эти показатели «поплыли», а сама госпрограмма в январе 2014 года (по истечении трех месяцев со дня принятия) была скорректирована. Указанное свидетельствует об отсутствии продуманной долгосрочной финансовой политики.

Ситуация фактически вышла из-под контроля. Областным законом №125-ОЗ от 09.12.2013 года «Об областном бюджете на 2014 год и плановые 2015-2016 годы» установлены следующие предельные размеры государственного долга Свердловской области:
- на 2014 год в размере 65,43 млрд рублей,
- на 2015 год в размере 89,93 млрд рублей,
- на 2016 год в размере 112,66 млрд рублей.

Динамика госдолга

Так выглядит динамика госдолга Свердловской области в заключении Счетной палаты Свердловской области от 8 ноября 2013 года (результат экспертизы проекта бюджета).



Таким образом, долговая нагрузка за период с 2010 по 2016 годы увеличивается в 6,2 раза и может достичь 62,9% собственных доходов Свердловской области. Показатель полной потери управления финансами Свердловской области со стороны правительства и скатывания региона-донора в статус региона-банкрота.

Стагнация экономики области 

На самом деле, ситуация более проблемная. Негативные прогнозы делались на фоне оптимистичных прогнозов по собственным доходам областного бюджета. Однако данный «оптимизм» не имеет под собой никаких серьезных оснований. Сбылись, к сожалению, прогнозы фракции КПРФ по исполнению скорректированного в меньшую сторону бюджета Свердловской области на 2013 год. Он провален как по доходам, так и по расходам. Более того, доходы бюджета Свердловской области в 2013 году оказались ниже доходов бюджета в 2012 году, а дефицит бюджета увеличился в десятки раз. Налицо все признаки стагнации экономики области.



Бюджетное планирование

На этом фоне в Свердловской области принят совершенно ничем не обоснованный бюджет на 2014 год и плановые 2015-2016 годы со следующими основными показателями:



В условиях стагнации российской экономики и реального спада областной подобное планирование регионального бюджета Свердловской области с ростом собственных доходов в 11-32% от показателей 2012-2013 годов свидетельствует либо о полном непрофессионализме нашего правительства, либо о попытке скрыть реальные перспективы роста долговых обязательств Свердловской области в 2014-2016 годах до 80-100% к реальным доходам бюджета. Данные выводы фракции подтверждаются результатами исполнения бюджета Свердловской области за январь 2014 года (обеспечено лишь 5% поступлений собственных доходов к плану 2014 года).

Структура долга

Особую обеспокоенность вызывает ситуация с изменением структуры госдолга Свердловской области. Например, к первому января 2013 года преобладали обязательства по ценным бумагам (29%), бюджетные кредиты (29%) и госгарантии (25%) при небольшом объеме коммерческих кредитов (17%). Зато через год коммерческие кредиты превысили 55% всех обязательств области (в настоящее время их доля составляет более 65%). 

Таким образом, доля коммерческих кредитов в госдолге Свердловской области только за последнее время возросла в четыре раза. Это увеличивает как общую стоимость обслуживания госдолга (коммерческие проценты), так и коррупционную составляющую подобной финансовой политики. 

Особенно актуальны опасения на фоне отказа министра финансов Галины Кулаченко в доступе к долговой книге Свердловской области в части коммерческих кредитов и сложившейся практики выбора кредитных организаций. Совершенно нелогично и убыточно для бюджета области последнее решение Минфина о дроблении займа в 10 млрд рублей на 20 лотов по 500 млн рублей каждый. Подозрительно данное решение на фоне заявлений о переходе на возобновляемые кредитные линии. Если победители по 13 (СБ) и по четырем лотам (ВТБ) известны общественности, то выигравшие оставшиеся три лота (кредитная линия на 1,5 млрд рублей), условия кредитования по ним, включая обеспечение по кредитам, тщательно скрываются.

Стоимость долга

Некорректной выглядит и ссылка Галины Кулаченко на большую долговую нагрузку других регионов-доноров на фоне Свердловской области. В пример приводятся ситуации по Татарстану и Краснодарскому краю. Действительно, они перекредитованы. Но основную составляющую в структуре их долгов составляют бюджетные кредиты Российской Федерации, выданные для подготовки к Универсиаде и Олимпийским играм практически под нулевые проценты на неопределенные сроки, которые могут быть погашены федеральным центром в директивном порядке в любое время. В то же время коммерческие кредиты Свердловской области обязательны к выплатам и увеличивают расходы нашего бюджета на их обслуживание. Так, только на обслуживание процентов по кредитам Свердловская область в 2013 году затратила более миллиарда рублей, в 2014-2016 годах потратит соответственно 3,41 млрд рублей, 4,94 млрд рублей и 7,2 млрд рублей, т.е. до 5,5% от собственных доходов бюджета, полученных в 2012-2013 годах.

Муниципальные долги

Кроме того, фракция отмечает, что не ведется работа по уменьшению государственного долга муниципальных образований Свердловской области, который за прошедший год превышает пять млрд рублей. Не исключена тенденция его увеличения в 2014 году из-за низкой бюджетной обеспеченности территорий и снижения их доходной налоговой базы. Учитывая сложившуюся практику регулярного списания и реструктуризации долгов муниципалитетов, это дополнительно «ляжет на плечи» бюджета Свердловской области.

Выводы

Изучив ситуацию с государственным долгом Свердловской области и финансовой политикой регионального правительства, фракция КПРФ приходит к выводу о полном отсутствии финансовой политики как таковой, о закономерном сползании области в «долговую яму», о движении к состоянию банкротства. 

Тенденции увеличиваются из-за непрофессионализма руководства исполнительных органов власти, из-за временности их статуса (синдром временщиков), из-за роста неэффективных расходов в бюджете Свердловской области, в том числе якобы на «поддержание» своего имиджа. 

Если не знаете. Миллиард рублей с небольшим (практически каждый сотый рубль собственных доходов Свердловской области) тратится на СМИ. Около 1,8 млрд рублей – на финансирование спорта высших достижений (при этом на массовый спорт – лишь 0,7 млрд рублей). Миллиарды рублей расходуются на теннисные и президентские центры, сотни миллионов рублей – на «заигрывание» с казачеством, на бесконечные выставки, презентации и имиджевые проекты, на содержание разбухающего административного аппарата (управленческие округа, Уставный суд, свадебные вице-премьеры и министры). 

Свердловская область не выдержит «гонки тщеславия». А на очереди новые безумные проекты. Такие, как снос нового Центрального стадиона и строительство на его месте другого «нового» стоимостью 15 млрд рублей, «достройка» телебашни, заявка на ЭКСПО-2025 и другие. 

Предложения 

Необходимы срочные меры спасения экономики области в режиме кризисного управления, а именно:
- перечень мер по дополнительной мобилизации доходов в бюджет Свердловской области;
- профессиональная независимая экспертиза обоснованности и эффективности расходной части бюджета, инвентаризация всех имеющихся расходных обязательств Свердловской области, их анализ в целях определения соответствия приоритетам развития;
- оптимизация системы и структуры органов исполнительной власти Свердловской области, ликвидация неэффективных и реорганизация малоэффективных структур;
- максимальная открытость исполнительных органов власти, жесткий контроль со стороны законодательного органа за финансовой политикой;
- законодательное ограничение предельного уровня госдолга Свердловской области на достигнутом уровне, принятие программы поэтапного (по годам) выхода из долгового кризиса;
- персональная ответственность руководителей исполнительных органов власти Свердловской области за ситуацию в экономике;
- досрочные выборы высшего должностного лица Свердловской области, ответственного за экономическую и финансовую политику на ближайшие пять лет;
- выработка основ новой кадровой политики в исполнительных органах власти Свердловской области с опорой на местные региональные кадры, формирование правительства Свердловской области из представителей всех парламентских партий РФ.