«За изгородью»

 

Мультипликация, сегодня особенно, является не только детским развлечением – посредством красочной рисовки и ярких, запоминающихся образов людям преподносятся глубокая философия, серьезный сюжет, полный насущных для каждого человека проблем. Пожалуй, современные мультипликаторы, вроде Миядзаки (вспомним «Принцессу Мононоке» и «Унесенные призраками») или Томм Мур («Тайна Келлс», «Песнь моря») добились того, чего хотели некогда К.С. Льюис и Дж. Р.Р. Толкин – вывести Сказку из запыленной детской. Подобно книге, которую непонятно по каким причинам взяли и закрыли, словно старую мебель, в детской комнате подальше от взрослых. Теперь для великовозрастных людей сказка – не моветон, а интересный жанр, что, в идеале, и должно быть при любых обстоятельствах: пускай, даже если какая-то сказка не имеет при себе ярких, мультипликационных иллюстраций, но имеет свое бытие лишь на страницах книги, она всегда должна быть спутником человека, вне зависимости от того, девять ему или девяносто девять.

Однако все мы живем в эпоху медиа, поэтому наличие у сказок не только текстовых, но и кинематографических, а также мультипликационных вариантов делают оные более популярными и интересными в глазах современного человека. Сейчас существует много разных анимационных фильмов, связанных со сказками: например, «Рапунцель» или «Холодное сердце». Однако данные картины можно назвать скорее постмодернистской деконструкцией Сказки, чем Сказкой на экране (не стоит, однако, это замечание считать за критику: данные мультфильмы имеют право существовать, они оригинальны, но считать их сказкой, все-таки, нельзя, поскольку подача истории скорее разрушает структуру сказки, нежели создает ее). На самом деле, не так просто среди такого обилия фильмов, снятых на сказочную тематику, найти именно настоящую Сказку. Одним из интересных и оригинальных бытований Сказки на экране можно назвать анимационный мини-сериал «По ту сторону изгороди» (Over the Garden Wall), созданный Патриком МакХэйлом – человеком, подарившим миру такие известные и популярные анимационные сериалы, как «Время приключений» (Adventure Time) и «Гравити Фоллз» (Gravity Falls). Мини-сериал появился еще 2014 году, однако жители России смогли познакомиться с ним лишь в апреле 2015: именно тогда появилась дублированная версия этого мультсериала.

Сюжет может изначально показаться незамысловатым: два мальчугана затерялись в Неизведанном лесу и теперь пытаются найти путь домой, преодолевая разные препятствия и решая разные задачи. Не посмотрев мультфильм, можно сказать, что вся история банальная и стара, как мир. Но если уделить пристальное внимание 10 эпизодам, которые, кстати, не такие уж длинные – всего 10 минут на одну серию, то мы увидим интересную, глубокую и, пожалуй, жизненно поучительную для многих, чудесную сказочную историю, где каждая минута имеет сказочный мотив или архетип. Картина имеет множество разных культурных и литературных отсылок, что приятно удивляет, поскольку каждая серия не располагает большим временем и людям, рисующим этот шедевр, нужно было умудриться все это уместить: здесь можно встретить и Данте, и американские детские сказки XIX века, да и вообще сказки разных народов мира, и фольклор коренных жителей Америки (образ Зверя – главного антагониста этой сказки рождает ассоциации именно с мифами и фольклором индейцев, либо с северным фольклором). Не обошлось здесь и без влияния американской детской литературы XIX века: местами можно увидеть, например, Марка Твена. Такое содержание мультфильма делает его более ценным, поскольку, каждый для себя сможет найти что-то новое: разгадывая этот культурно-интеллектуальный код, взрослый зритель точно не будет скучать. Хотя, от скуки его спасет и сама история, не менее интересная, чем все культурное богатство, собранное в этой картине.

Итак, «По ту сторону изгороди» гармонично собрал в себе множество ценных элементов: это богатый культурно-интеллектуальный код, глубокие философские размышления и, пожалуй, самое ценное – Сказка. Нельзя сказать, что без сказочного измерения мультфильм стал бы хуже или скучнее: первые два элемента и так скрашивают всю картину, и, как ни странно, зачастую занимают у зрителей главенствующее и единственное место в этом мультике. И все же, Сказка скрашивает картину, делая ее более уникальной и полезной для каждого. Г.К. Честертон писал, что «Сказка говорит о том, что делает здоровый человек в краю чудес» (см. его эссе «Драконова бабушка»). Главные герои – Вирт и Грегори также оказываются в Волшебной стране, причем какими-то ненормальными или необычными их назвать нельзя: это обычные люди, со своими изъянами и положительными чертами. Тот необычный край, в котором они оказываются, не делает их какими-то волшебными существами, он лишь их меняет, причем в лучшую сторону. Герои выполняют свой квест, ища дорогу домой, но при этом, по законам сказки, они начинают взаимодействовать с Волшебной страной – Неизведанным, помогая ее необычным жителям. Ребята, в особенности Вирт, преодолевают испытания, которые имеют характер посвящения. Вся эта история – большой путь инициации Вирта. А инициация – это один из важных элементов хорошей волшебной сказки (хотя, несомненно, не всякая сказка должна быть инициационной). Благодаря испытаниям, инициации Вирт переходит на новый уровень развития, приобретает новые качества.

Вирт приобретает большой ценой целостность: он знает, чего хочет, и он может прийти к желанной цели. То, что случилось после выхода из Волшебной страны – это не плод сна или галлюцинации, как думают некоторые, давая отзыв этому мультфильму. Инициация у Вирта прошла в реальности: не в привычной реальности человека, откуда главные герои родом, а в другом, сказочном измерении. Но такое, иное измерение в мифе и сказке для человека – такая же насыщенная реальность, как и то, что его окружает в повседневной жизни: стол, стул, деревья.

Следует отметить, что приобретенная целостность не только помогает Вирту решиться на проявление симпатии к Саре, но и меняет его отношение к Грегори, его младшему, сводному брату. Если до кульминации событий Грег был для него не родным, чужим, Вирт видел в нем и в его отце (отчиме для Вирта) источник давления и несчастий, то уже ближе к развязке наступает примирение, приятие Грега.

Естественно, как и в любой добротной волшебной сказке, здесь мы встретим волшебных помощников, сопутствующих героям, и противоборствующую силу, которой главным героям предстоит противостоять. В кульминации вообще полагается герою сказки сразиться с тьмой, что мы можем увидеть и в мультфильме «По ту сторону изгороди». Кульминация нам также являет два важных для хорошей волшебной сказки момента: это, во-первых, своеобразное «воцарение» главного героя: Вирт, как и полагается логике Сказки, приобретает более высокий статус, нежели ранее. Причем это случается в обоих мирах: и в реальном, и в сказочном. Во-вторых, в мультфильме присутствует эвкатастрофа - внезапный, непредсказуемый переход от плохого к доброму, от тьмы к свету. Её Джон Толкин, великий сказочник (в хорошем смысле) считал важным атрибутом любой хорошей волшебной истории. Когда тьма начала сгущаться, все пошло наперекосяк, в сюжете мультфильма случился надлом, который обратил все невзгоды к Свету: Вирт осознал, в чем кроется слабость Зверя. Это знание поспособствовало дальнейшей над ним победе и воцарению в Неизведанном мире благополучия.

К.С. Льюис, размышляя над Нарнией, написал: «Сказки обобщают, оставаясь в то же время конкретными; представляют в осязаемой форме не понятия, а целые классы понятий, они избавляют от несообразностей. В идеале сказка может дать даже больше. Благодаря ей мы приобретаем новый опыт, потому что сказки не "комментируют жизнь", а делают ее полнее» (К.С. Льюис «Иногда лучше рассказать обо всем в сказке»). Сказка – жанр универсальный, несмотря на весь, создаваемый вокруг него, ореол детскости. Универсальная она тем, что родитель любой волшебной сказки – миф, мифология: это дает ей сообразную мифологии функцию – быть логикой мира. Архетипы, ценности, проблемы, вложенные в каждую сказку, также универсальны. Они несут в себе здравомыслие, честность, искренность, что, к сожалению, можно не так часто встретить в современных произведениях, как литературы, так и кинематографа. Тем самым, сказка помогает разным людям, от мала до велика, преодолевать разные трудности, поскольку имеет в себе бесценный клад мудрости, актуальность которой вряд ли когда-то будет обесценена. Посему, такие шедевры мультипликации, как «Песнь моря» или «По ту сторону изгороди», имеют для любого поколения непревзойденную ценность: и как художественное, и как сказочное произведение.