Вторая жизнь Уве

Новый фильм Ханнеса Холма, режиссёра в российском обществе малоизвестного (достаточно посмотреть рейтинги на «Кинопоиске»), появился на наших экранах не так давно – всего лишь 30 июня этого года, тогда как мировая премьера случилась ещё в декабре 2015-го, – что не помешало ему стать любимчиком среди множества зрителей и получить нелестные оценки.

Картина «Вторая жизнь Уве» про брюзжащего старика-шведа, настолько педантичного, что даже суицид он старается совершить по всем правилам ГОСТа, но при этом раскрывающего себя в разных поступках и флешбэках с новой стороны, была воспринята русскими рецензентами хоть и положительно, но с долей ошибок и штампов («Искусство кино» вообще покойную жену главного героя определила его мамой): Film.ru увидели сходство с мультфильмом «Вверх» и кинофильмом «Гран Торино» с Клинтом Иствудом в главной роли (сюда можно приписать и «Столетнего старика, который вылез в окно и исчез» 2013 года, и «Святого Винсента» 2014 года с Биллом Мюреем); они же и «Искусство кино» отметили в лице главных героев Уве и Парваны стареющий немощный Запад и молодой, полный живой энергии Восток. Возможно, предложенные коннотации уместны, но мне думается, что смысл может лежать и на поверхности.

Сейчас уровень эмпатии к пожилым и старым людям (впрочем, такая проблема существовала в течение всего существования человеческого общества) оставляет желать лучшего: извечное недопонимание молодых и старых порождает гигантскую стену, которая только всё усложняет и вносит в сердца людей больше злобы. «Вторая жизнь Уве» именно об этом. Злоба старика, его ворчливость, его постоянное именование всех окружающих идиотами – плод отсутствия взаимопонимания и любви. Фильм сам по себе, возможно и без желания автора, кричит об этом: найди возможность диалога! Проникнись к человеку, который считает тебя дураком! Помоги старику не чувствовать себя таким старым и бесполезным! Фильм показывает, что «старый чёрт» Уве (если что, это прямая цитата) может дать фору всем современным шведам, не умеющим водить, чинить свой дом и технику, но всё это раскрывается в социуме, которого ему не хватало. Он замкнулся в себе, но другие люди помогли ему выйти из ступора, дали ему понять, что уходить из мира живых рано. Не только иммигрантка из Ирана, но и другие соседи-шведы помогли Уве обрести второе дыхание.

Получилась, если выражаться медицинским языком, принудительная терапия: сам старик давно хотел уйти, не без доли комизма, к своей покойной супруге, но надоедливые соседи, которым постоянно нужна помощь (починить велосипед подруги, приютить дома кошку, дать возможность переночевать, продуть батареи отопления, научить водить) вытягивают Уве из бездны уныния. Точнее, заставляют его выйти и начать творить, делать. Этот фильм – манифест против безделья, против серой и скучной старости. Но чтобы её ликвидировать, нужно помочь старику. Пожалуй, главное отличие от вышеупомянутых фильмов, связанных с темой старости, – это жизненность, быт, отсутствие излишнего комизма. Уве не попадает в передряги с бандитами, он не устраивает тусовки, с персонажем «Гран Торино» его сравнить тоже сложно: в нём посыл был совсем другой, и посвящён он сегрегации. Он – близкий к нашим реалиям персонаж. Человек старой закалки, мастер на все руки, оказавшийся перед лицом новой реальности, основанной на потреблении, Google и мастере на час. Ему сложно понять других только потому, что его окружение не хочет понять его.

Поэтому режиссёром в канву сюжета были вставлены многочисленные флешбэки – отсылки к прошлому, всплывающие в разных ситуациях. Они-то и дают зрителю лучше узнать главного героя, понять его мотивы, причину его озлобленности. Ранее упомянутые рецензенты сетуют на то, что флешбэков слишком много, они загружают основной сюжет, достаточно было рассказать всю историю в начале, как это было сделано в мультфильме «Вверх». И это при том, что всё прошлое главного героя гармонично вплетено в основной нарратив фильма. Эти вставки из счастливой жизни Уве постепенно раскрывают его как положительного персонажа, заставляют проявить эмпатию и понимание.

Экранизация романа Фредрика Бакмана «Человек по имени Уве» оказалась, как и книга, шедевром, говорящим с каждым зрителем на разные темы и уместившим в себя борьбу с бюрократией, ссору с лучшим другом из-за марки машины, а также добрый юмор вместе с драмой. Фильм про «старого чёрта» Уве, несмотря на заезженность тематики, по-своему уникален, и никакие иллюзорные штампы не смогут испортить злободневность шведского шедевра, тонко и точно пробежавшегося и по другим социальным проблемам.