ТОП-5 фильмов о море

Море – для многих людей объект вожделенный. Можно сказать, для большинства. Человек на протяжении всей своей истории существования неравнодушно относился к этим загадочным морским глубинам, пенящим водную гладь волнам, необычным существам, обитающим на дне непостижимой пучины. О море говорили мифотворцы, поэты, писатели, музыканты, художники. Оно было воспето всеми красками творчества. В том числе и кинематографом.

Фильмов, где фигурирует море, очень много. Среди этого разнообразия можно встретить и шедевры, и средние картины. Есть среди них глубокие, философские фильмы, есть, наоборот, довольно простые и дружелюбные для разных зрителей хорошие комедии, мелодрамы или приключения. Размах большой, вариантов много. Пожалуй, современная интеллектуальная элита назовет сильные по глубине картины, вроде «Море внутри» 2004 года или «Старик и море» (экранизаций несколько – 3 кинофильма и один мультфильм), снятый по одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, и они будут правы, поскольку море способствует рефлексии и поиску смысла жизни: его глубины способны призвать человека в пучины философских мыслей. Однако, думается мне, нельзя море свести лишь к стихии мысли. Оно способно рождать и другие эмоции. Тема моря может явить нам трагедию, комедию, саспенс и добротное приключение. Поэтому, на мой взгляд, следует сказать и о тех фильмах, чья подоплека не столь сложная (хотя и насыщенная) и глубокая, как у приведенных выше примеров.

1. Первым в этом списке должно указать известный и любимый всеми фильм, название которого происходит от песни Боба Дилана «Достучаться до небес» (KnockinOn Heavens Door) 1997 года. Здесь комментарии излишни, так как море в этом фильме занимает важное место: ради него приговоренные болезнью к смерти два друга бросаются во все тяжкие, грабят банк, противостоят полиции и мафии только лишь для того, чтобы увидеть море. Фильм родил множество афоризмов, которые до сих пор можно встретить на просторах сети, например: «На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине». Эта трагикомедия не уступает другим, более серьезным фильмам по глубине, психологическому накалу, философии: все это здесь есть, пусть и в более легком формате – «Достучаться до небес» все же не артхаус и не триллер.

2. В этом списке должно быть место и комедии. К сожалению, к данному жанру зачастую относятся предвзято, считая его низшим по отношению к другим жанрам кинематографа. Возможно, из-за того, что таковым противникам претит главная идея юмора – попытка посмеяться не над ближними своими, а над самим собой. И все же, комедия заслуживает находиться с другими жанрами на одном пьедестале: все-таки она не моложе драмы или приключения. Хороших комедий столько же, сколько и плохих, поэтому, не лишним будет включить сюда «Мистер Бин на отдыхе» (Mr. Bean's Holiday) 2007 года. Старый добрый британский юмор с известным британским актёром-комиком Роуэном Аткинсоном, играющим чудака Мистера Бина, отправившегося из дождливого Лондона на море, в Канны. Этот фильм нельзя не отнести к пятерке фильмов о море хотя бы потому, что в конце главные герои фильма и другие актёры поют морскую «La Mer» Шарля Трене. Такой финал трогает и навевает даже некоторую тоску по морю, что не всегда свойственно комедиям, но этот добрый, семейный и смешной фильм способен на многое. Он преподносит зрителям хорошие шутки, которые многие помнят из детства, ведь Мистер Бин на экранах очень давно, достаточно вспомнить короткометражки, которые часто крутили по ТВ в новогодние праздники; игру актеров: здесь мы встретим не только Роуэна Аткинсона, но и других представителей мира кинематографа – Уиллема Дефо (а его в комедиях не так часто встретишь) и Эмму де Кон (можно вспомнить по таким хорошим картинам, как «Скафандр и бабочка» и «Наука сна»); атмосферу Франции и Лазурного Берега Канн: режиссер смог передать всю насыщенность красок этих мест.

3. Море также может вызывать и отрицательные эмоции, а именно – страх. Г. Ф. Лавкрафт, американский писатель-фантаст XX века говорил: «Хотя мы знаем море всю жизнь, в нем всегда царит чужеродный дух, словно нечто, слишком огромное, чтобы иметь форму, скрывается во вселенной, дверью к которой служит океан» (Г.Ф. Лавкрафт, Роберт Х. Барлоу «Ночной океан»). Морские глубины несут не только восхищение, но также ужас и смерть. Эта мысль отлично отражена в фильме ужасов 2001 года «Дагон» (Dagon), снятом по мотивам рассказа Говарда Лавкрафта «Мгла над Инсмутом». Пучина может угрожать человеку не только акулами, но и другими, более страшными и загадочными существами, появившимися на Земле задолго до человеческой расы. Древние и леденящие кровь ритуалы, человеческие жертвоприношения, страшные морские существа, саспенс, неожиданная концовка – все это есть в «Дагоне». И эти факторы делают его лучшим фильмом ужасов, посвященном морской тематике, ведь Лавкрафт начал писать об ужасах из глубин намного раньше появления «ужастиков» в кино.

4. Моби Дик (Moby Dick) 1956 года – хороший пример приключенческого кино, посвященного морской теме. Режиссер Джон Хьюстон (в свое время он снимал много шедевров кинематографа) и сценарист Рэй Брэдбери (известный для многих писатель: «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту») создали оригинальный (сюжет в сравнении с одноименным романом Германа Мелвилла видоизменен – постарался Р. Брэдбери, написавший с нуля новую концовку), более драматичный кинофильм. И это при том, что сценарист к тому времени так и не одолел «Моби Дика» в книжном варианте. История борьбы команды во главе с капитаном Ахавом (его исполнил Грегори Пек – великолепный актер тех времен, игравший в известных фильмах, вроде «Римских каникул» и «Убить пересмешника») с более реальным морским чудищем – гигантским белым китом Моби Диком выглядит для тех времен очень впечатляюще, даже с учетом отсутствия современных технологий. В фильме все решает актерская игра, которая держит в напряжении весь фильм: благодаря мастерству Грегори Пека, начинаешь проникаться одержимостью капитана и его команды, начинаешь понимать, насколько важно убить белого морского гиганта.

5. Пожалуй, среди этих разношерстных вариантов найдется место и серьезному кино, а именно «Спасательной шлюпке» (Lifeboat) Альфреда Хичкока, снятого в 1944 году. В сценарии этого фильма поучаствовал Джон Стейнбек – великолепный американский прозаик XX века. Весь сюжет фильма разворачивается в границах одной лодки, находящейся в открытом море, и без музыкального сопровождения: такое решение не умаляет психологизм, присущий триллерам Хичкока. «Спасательная шлюпка» демонстрирует, как уязвимы иногда бывают либерализм и толерантность перед лицом вероломной агрессии. Иногда враг остается врагом, и эту константу сложно изменить. Несмотря на камерность, фильм смотрится легко, так как диалоги затягивают и не дают скучать. Вникая в проблему фильма, можно понять слова Жан Поль Сартра: «Ад – это другие» (Ж. П. Сартр «За закрытыми дверями»). Оказавшись в изоляции, а море способно изолировать (достаточно вспомнить множество военных историй, а также Робинзона Крузо), человек являет истинную сущность, сбрасывая с себя все маски, которые он успешно употреблял среди мирного социума.

Обращаясь к теме моря в произведениях культуры и искусства, невозможно остаться неудовлетворенным и обделенным: каждый найдет множество примеров по душе, где море фигурирует или занимает важное место. На мой взгляд, все вышеперечисленные кинофильмы имеют особую ценность, так как являют собой хорошее разнообразие и интерес: если кто-то желает обратиться к морской теме не только со стороны философских рассуждений и приключений пиратов или дайверов, то эта пятерка фильмов придется кстати.