О фильме «Дзифт»

Существует ли нуар вне американского кинематографа? Может ли появиться мрачное, с напряженным сюжетом и определенным шармом кино не в Голливуде, а, скажем, в Болгарии? «Дзифт» болгарского режиссера Явора Гырдева доказывает, что нуар не только прерогатива американцев.

В качестве небольшого ликбеза следует упомянуть, что сам жанр зародился в середине 40-х годов в американском кинематографе и нуаром его назвали французские критики из-за стиля кинофильмов: картины снимали обычно ночью, при минимальном освещении, что давало особый эффект мрачности, черноты, поэтому жанр приобрел название «черный фильм» (на французском – film noir). Для нуара «характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антагонистом, относительная реалистичность действия, темное освещением сцен, как правило, ночных и значительная степень женоненавистничества». Такое описание дают нам «Основы киноэстетики» Ю. А. Кравцова (Спб, 2007). Почти все нуар-фильмы без следов любви и жалости. Главные герои в них – жестокий, циничный мужчина и роковая, расчетливая, корыстная женщина, которая предает его.

Собственно, обращаясь к картине, название которой связано с куском смолы-гудрона, послужившего жвачкой для главного героя по кличке Мотылек, несложно обнаружить соответствие классике жанра. Мотылек – недавно освободившийся из тюрьмы (а это распространенный в нуаре тип персонажа), мрачный и неразговорчивый, но при этом очень харизматичный человек, стремится к возмездию и справедливости. Где-то в Софии живет его предатель, который, помимо его свободы, забрал у Мотылька единственную возлюбленную. Она-то и примет на себя роль роковой женщины в фильме. Но не следует предаваться спойлерам. Сюжет фильма довольно напряженный и разворачивается за один день жизни главного героя. В фильме имеется полный набор нуар-фильма: и нагнетание, и серьезные и интересные диалоги, которые вводят зрителя в саспенс, и большое количество монологов главного героя, и много ночных и затемненных сцен. Это не экшен, и каким-то потасовкам, погоням здесь уделено меньше времени. Весь фильм сосредоточен на главном герое и его плане возмездия. Роковая женщина Ада исполняет в лучших традициях жанра песню «Виновна е луната» (Виновата лишь луна), что является отсылкой к нуар-фильму Гильда (Gilda) 1946 г., где Рита Хейворт исполняла похожую по смыслу песню «Put the blame on mame» (Во всем виновата Мэйм) (занятен и тот факт, что сценический псевдоним Ады – Гильда, что еще раз отсылает зрителя к оригинальному нуару). Такие моменты делают «Дзифт» настоящим нуаром, ничем не уступающим голливудскому оригиналу.

У фильма также есть и необычные самобытные черты, что прибавляет к слову «нуар» термин «социалистический». Сюжет «Дзифта» разворачивается в 60-х, когда во главе Болгарии с конца 40-х была социалистическая власть. Поэтому знакомый советский колорит в фильме мы встретим: плакаты, мавзолей, пионеры в трамвае – все это покажется русскому человеку знакомым. Удивительным и неожиданным элементом оказывается православный храм, в который заходит главный герой успокоить свою душу. Необычен для нуара и имеющийся в «Дзифте» юмор, который то и дело появляется в диалогах и монологах.

В фильме много рассуждений, аллюзий (чего стоит сравнение роковой женщины с самкой богомола), философии: вопросы свободы, самопожертвования, предательства, доверия, значения человеческой жизни – все это умещается в киноленту и преподносится в стиле нуара. Мотылька мы будем слышать здесь чаще, чем других: он постоянно предается рефлексии, воспоминаниям. К счастью, это нисколько не утомляет, не наводит скуки – остальной контент фильма просто не дает расслабиться.

В плане визуальности и саундтрека фильм также удался, и это при том, что бюджет картины был небольшим. Камер вообще было лишь три типа, и снимала фильм вся съемочная команда. Такое качество при таком минималистическом раскладе говорит о многом: от Явора Гырдева стоит ожидать еще киношедевров, пусть даже уже и не в жанре нуара. Что же до «Дзифта», то это хороший пример того, что при нужном раскладе в любой точке мира можно снять стильное нуар-кино, даже в чем-то лучше Николаса Виндинга Рефна, который в последнее время радует всех своими картинами в стиле нео-нуара. Тех, кому нуар малоинтересен, этот фильм должен заинтересовать хотя бы тем, что это действительно необычный опыт, во-первых, для Болгарии и болгарского кинематографа (до этого предыдущие кинофильмы с жанром «детектив» выходили не очень качественными), во-вторых, для самого режиссера: Гырдев до «Дзифта» ставил только театральные постановки, и потому успех при отсутствии опыта работы именно с кинофильмами по-настоящему впечатляет.