«Это – Англия». О фильме

«Это – Англия» – фильм, вместивший в себя, полную субкультур, регги, брендовых вещей, эпоху британских 80-х, в которой нашли место война, разделение скинхедов на нормальных и нацистов, железная леди – Маргарет Тетчер и многое другое, о чем могут вспомнить не только жители Великобритании, но и любой другой, более-менее разбирающийся в истории XX в. Над фильмом работал Шейн Медоуз, талантливый британский режиссер, чьи работы, особенно «Это – Англия», получили высокую оценку кинокритиков и награды с номинациями (например, премия BAFTA), мало известен большинству зрителе. Однако, если говорить о британском кинематографе, то Шейн Медоуз является одним из наиболее ярких его представителей, а его фильм «Это – Англия» одним из очевидных шедевров британского кино.

Фильм, на первый взгляд, посвящен всем известному и негативно ныне воспринимаемому движению скинхедов. Если смотреть рецензии на сайте «Кинопоиск», то можно даже обнаружить тенденцию, выражающуюся в ожидании от фильма повторения опыта таких известных кинокартин, посвященных проблеме скинхедов-неонацистов, как «Американская история X» с Эдвардом Нортоном и «Бритоголовые» с Расселом Кроу. Правда, обращаясь к самому фильму, ожидающие подобного размаха и проблематики останется разочарованным: «Это – Англия» – фильм про скинхедов, только скинхедов нормальных, не интересующихся политикой и уважающих другие нации: по фильму мы видим, как в банде есть ямаец Милк (собственно, от ямайских руд-боев (rude-boy) и ведет корни известные по фильму традиционные скинхеды). Это, собственно, даже не банда, а группа людей, которые на современном сленге «тусуются» вместе, слушают музыку, отдыхают и веселятся. В общем-то, нормальные, традиционные скинхеды и занимались в основном именно этим: это были выходцы из пролетариата, слушающие хорошую музыку, ценящие свою работу, дружбу, семью, хорошую одежду. Если с их стороны и была какая-то агрессия, то она выражалась лишь в обычных стычках, например, с футбольными болельщиками и не более. То, что известно под словом «скинхед» сейчас, появилось гораздо позже и мало имеет общего с традиционным, изначальным движением. В фильме как раз показан момент раскола, хотя, сама картина не сконцентрирована именно на этом. Она вообще не имеет своим центром субкультуру скинхедов. Здесь они – лишь дополняют композицию.

Центром всего сюжета является 12-летний мальчик Шон Филд, испытавший в своём раннем возрасте потерю близкого человека – отца, которого забрала Фолклендская война. Для двенадцатилетнего ребенка такое событие – серьезный перелом. Особенно, когда ты в этом мире один, когда ты формируешься, как личность, когда твоя личность проходит процесс становления. Шон оказывается в своеобразном вакууме, из которого выход найти довольно сложно. Если до этого момента отец был для него лучшим другом, опорой, примером, то теперь вся эта конструкция рушится, как карточный домик. Конечно же, он переживает все это очень болезненно. Ко всему прочему, его сверстники и ребята постарше зачастую проблему Шона не понимают: тот же задира Харви отнюдь не по незнанию, а намеренно отпустил неприемлемую шутку об отце мальчика, акцентируя на том, что того уже нет в живых. Казалось бы, выхода из этой плачевной ситуации нет, но тут появляется «банда» скинхедов, лидер которой, Вуди, добродушный и понимающий человек. Здесь-то и случается комплементарность: ценящие дружбу и единство скинхеды становятся для мальчика своеобразной заменой семьи. Да, несмотря на то, что мальчик – не круглый сирота (его мать жива и здорова, занимается воспитанием сына), именно появление компании Вуди становится для него спасением, возможностью самоидентифицироваться, выйти из застоя. Именно в этой компании он лучше начинает понимать, что такое дружба, что такое любовь. Наконец, он просто начинает взрослеть, лучше понимать жизнь. В каком-то смысле, Вуди и его окружение выполняют воспитательную роль в жизни маленького Шона. Это осознает и его мать, разрешившая остаться в компании, посетовав лишь только на слишком короткую стрижку сына. Ей ясно, что без этих ребят Шону пришлось бы туго, куда сложнее, чем с ними. В итоге, мальчик действительно взрослеет: это можно понять по дальнейшим действиям Шона. Если вначале, на почве потери отца, он поддается неонацистским идеям Комбо, то в дальнейшем он полностью в них разочаровывается, понимая, что эта идеология несет лишь только беды и смерть. Конец фильма очень символичен: Шон хоронит в море прошлое. Он перерастает свой возраст, он смиряется со смертью отца. Если судить по продолжению, отснятому в виде трех мини-сериалов (принятых обществом не хуже, чем сам фильм), то мальчик, в дальнейшем повзрослев, воссоединится с друзьями, которых ему пришлось покинуть из-за трагического случая с Милком, который пострадал от рук Комбо.

Фильм Шейна Медоуза вряд ли можно сравнивать с такими картинами, вроде «Американской истории Х» или «Бритоголовые», что норовит сделать большинство: все-таки он не про тяжкую судьбу разочаровавшегося в доктринах неонацизма скинхеда. «Это – Англия» – фильм о взрослении, становлении личности, о проблеме этой личности. Все сконцентрировано на Шоне, ему посвящен фильм. Да, фильм, конечно же, совершенно не отметает проблему неонацизма, скинхедов: и из этого фильма можно вынести урок о том, как ужасна, нечеловечна агрессия к другим людям, агрессия всего лишь из-за цвета кожи. Не зря в момент проката возрастной ценз «18+» был пересмотрен: люди посчитали, что этот фильм должен увидеть каждый подросток. И все же главная тема, проблема этого кинофильма совершенно другая, более глубокая и болезненная. Фильм, с наличием большинства, а это – скинхеды, все же стремится отдать все внимание одному конкретному индивиду – Шону Филду, 12-летнему англичанину, пережившему слишком много для своих двенадцати, чьи проблемы, пожалуй, важнее проблем Дерека Виньярда из «Американской истории Х» и Хэндо из «Бритоголовых» (фильмы, на которые всегда стараются наложить проблематику фильма Шейна Медоуза). В реальности, зачастую, как бы это не было грустно, таких, как Виньярд и Хэндо почти не встретишь, а вот таких, как Шон можно встретить почти на каждом шагу.