ЕГЭ как приправа, ЛОТЕРЕЯ И ВАЛЕРЬЯНКА

Почему я не люблю ЕГЭ в чистом виде
Вчера двое абитуриентов, бывших гимназистов попросили сделать копии аттестатов (чтобы не стоять в очереди), иду на кафедру, разворачиваю – большинство пятерок, только пара-тройка четверок. Поступают на договорной основе – не хватило баллов. Как!?! Понервничали, попался сложный вариант. А над тобой еще давление родителей, учителей, которые ждут, оправдаешь ли ты надежды. И таких случаев – море… 
Уверена, что ЕГЭ, как приправа: хорош только в дозированном виде. Основа должна состоять из среднего балла аттестата по тем предметам, которые особенно значимы для обучения выбранной профессии.  Вуз должен иметь возможность рассмотреть портфолио школьника и добавить к общему результату дополнительные баллы за достижения в разных отраслях.
И главное - у школьника должен быть выбор!!! Если форма ЕГЭ для него слишком волнительна (а это усиливается с каждым годом), он должен иметь возможность сдать экзамен в традиционной форме. 
За свою жизнь я сдала не менее 200 экзаменов, приняла чуть меньше, и прекрасно знаю, что иногда ребенку достаточно переформулировать или задать наводящий вопрос, и он ответит, еще и приведет примеры, покажет эрудицию, далеко простирающуюся за пределы школьной программы.
Лично знаю девочку, которая пишет глубокие по содержанию эссе, побеждала на множестве конкурсов, а в ЕГЭ за эссе получила 0 баллов. Апелляцию подавать побоялась – ее предупредили, что апелляция чаще снимает баллы, чем добавляет. Зачем наших детей пугают апелляцией? Почему их делают безвольными, запугивают последствиями? Кому это выгодно?
У меня есть огромное желание разработать варианты ЕГЭ для чиновников, посадить всех работников министерства образования за парты и дать им возможность подтвердить свой статус, при этом лишить права выбора других вариантов «поступления» на службу народу. Своего рода провести аттестацию по разработанному ими же сценарию.

Почему поступление сравнивают с лотереей
Поступление в вуз – это массовая игра, в ней определены роли, условия, призовой фонд – бюджетные места. Билет  этой лотереи – результаты ЕГЭ.  Родители, дети вынуждены искать не те вузы, в которые хотели бы поступить, а в которых больше призовой фонд (бюджетных мест), либо дешевле проигрыш (оплата стоимости обучения). Нужно успеть подать оригиналы документов в тот вуз, где больше шансов поступить. А были случаи – не успевали, теряли возможность поступить в  год окончания школы из-за сроков.
Единственная разница между поступлением и лотереей  - у школьников есть возможность хоть как-то влиять на увеличение шанса выигрыша.

Почему от родителей абитуриентов пахнет валерьянкой
Вчера мама девочки из небольшого городка нашей области поделилась болью: «В аттестате одни пятерки, но баллов чуть больше 200 (это тоже пятерки), но для бюджета может не хватить…  Сначала думала, что будем выбирать не из того, что хотели (экономика), а из тех направлений, где нужно меньше баллов. А теперь точно решила – буду платить. Пусть учится на  том профиле, который давно уже выбрала и только в вашем вузе. Отца у нее  давно нет, помочь некому. Вот, решила устроиться за лето на еще одну работу». В глазах слезы. «Вы извините,- говорит, - что-то вырвалось…».  Дочка гладит маму  по руке: «Не надо… Я сама пойду работать».  
За несколько дней работы на приеме, где я рассказывала о направлениях подготовки на нашей кафедре, про условия обучения, познакомилась большим количеством таких историй или подобных ей. Не могу не принимать такие истории близко к сердцу, погружаюсь в каждую проблему и чувствую – сил больше нет. Давно понятно, что ЕГЭ – это не единственный показатель качества обучения ребенка в школе. Но воз и ныне там…
Как современные дети выбирают профессию, какое участие в этом принимают родители и где граница ненасилия в выборе – это уже совсем другая история…