В 1814 году у Алапаевского завода начались серьёзные проблемы: в результате геологических процессов река Алапаиха начала стремительно мелеть. Изменение водного режима реки совпало с затяжным периодом маловодия, когда несколько лет подряд на Урале стояли малоснежные зимы, а количество выпадавших летом и осенью осадков было мизерным. В итоге заводской пруд не мог обеспечивать завод необходимым количеством воды. В июне 1821 года на заводе вспыхнул бунт: жёны мастеровых требовали увеличения размеров «хлебного жалования», а заводские приказчики вовремя не отреагировали и не завезли на завод муки, овощей и фуража. Завод встал. Приказчикам еле-еле удалось погасить конфликт.
Исправлять положение с умирающим без воды заводом его владелицы Софья, Любовь, Анна, Екатерина и Надежда Яковлевы (дочери Сергея Саввича Яковлева, который к тому времени уже умер) отправили родственника — Алексея Петровича Никитина. Тот привёз с собой учёного-гидрогеолога, который обследовал Алапаиху и вынес неутешительный вердикт: обмеление реки будет продолжаться. Тогда Никитин принял неожиданное, но по сути верное решение: перенести завод на полноводную реку Нейву. Новый завод был заложен в 1824 году. Его строительство завершилось через четыре года, в 1828-м. Часть оборудования пришлось оставить на прежнем месте, так как оно устарело. Вместо него были закуплены новые станки и молоты, а также стан для прокатки кровельного железа, спрос на которое в России рос из года в год. Надо сказать, что кровельное железо Алапаевского завода демонстрировалось на Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году и было отмечено там золотой медалью.
В корпусах старого завода долгое время действовало вспомогательное производство: здесь чинили оборудование, ковали оси для подвод, производили слесарные работы, выполняли мелкие заказы от частных лиц. Затем вспомогательные службы переехали на новый завод, а старый завод остался наполовину заброшенным (часть его помещений сдавалось в аренду). До наших дней сохранились остатки молотового цеха старого Алапаевского завода, которые являются объектом культурного наследия РФ федерального значения.
(https://rezh1773.com/wp-content/uploads/2022/07/rrr.jpg)
За всю свою историю Алапаевский завод неоднократно становился объектом внимания со стороны Демидовых. Сначала Акинфий Демидов пытался всеми правдами и неправдами завладеть заводом и его рудниками. Несколько раз он обращался в Сенат с просьбой передать завод ему в аренду. Но все челобитные Акинфия Никитича были отклонены. Тогда Демидов подкупил неких рудознатцев, которые написали жалобу на воеводу Алексея Калетина, курировавшего строительство завода, «о мздоимстве и воровских поборах с государевых людей», но проверка показала, что воевода не виноват. Вторую серьёзную попытку присоединить Алапаевский завод к демидовской «железной империи» на Урале предпринял Павел Павлович Демидов. В 1879 году он заключил договор с Правлением Алапаевских заводов об отправке их продукции по железной дороге со станции Нижний Тагил, за что получил место наблюдателя в Правлении и небольшой процент с прибылей завода. В скором времени Павел начал вести переговоры с членами Правления о присоединении Алапаевских заводов к своим, суля при этом большие доходы. Но эти предложения не нашли понимания у потомков Яковлева.
В феврале 1848 года на Алапаевском заводе появился новый управляющий — горный инженер, инженер-генерал-майор Горного ведомства Илья Петрович Чайковский — прекрасный специалист и организатор, имевший к тому же репутацию неподкупного, бескорыстного человека, отец великого русского композитора Петра Чайковского. Первым делом Илья Петрович пересмотрел расценки для всех категорий работающих заводчан в сторону повышения. Ставки рабочих разом выросли на 50%. Ещё больше рабочие зауважали Чайковского после того, как он выбил у заводовладельцев две тысячи рублей серебром для покупки коров и лошадей многодетным семьям и семьям, потерявшим на производстве кормильца. При Илье Петровиче успешно шла техническая модернизация Алапаевского завода, был переоборудован корпус раскатных машин, введено пудлинговое производство, с прокатными станами и молотами, с 8 турбинами конструкции местного изобретателя Игнатия Софонова.
В сентябре 1851 года он приехал с отчётом в Главную контору правления заводов наследников С. Я. Яковлева и подал прошение о своей отставке. «Они не довольны мною и моим управлением за то, что я строю новые фабрики и машины», — написал он из столицы жене. Насилу удалось председателю правления Карлу Ивановичу Альбрехту уговорить Илью Петровича остаться при заводах. Чайковский задержался в Алапаевске ещё на год, и в 1852 году уехал в Петербург, где был назначен на пост директора Петербургского технологического института.
Вскоре после отмены крепостного права дела на заводе пошли плохо. Опытные мастеровые, скопив за время работы более-менее приличные суммы, стали уходить в коммерцию или создавать свои небольшие предприятия. На заводе снова сократились заработки, народ уходил с завода по 10–20 человек в неделю. Алапаевский завод нёс огромные убытки, неоднократно занимал деньги в банках и в 1865 едва не обанкротился. Спас завод от разорения купец первой гильдии Василий Никитич Рукавишников, который приходился мужу одной из сестёр Яковлевых близким другом. Он заплатил все долги завода и выделил крупную сумму на модернизацию оборудования и приглашение высококвалифицированных специалистов. За эту услугу он потребовал продать ему по низкой стоимости больше половины паевых долей, ранее распределённых между всеми наследниками — членами правления. Став обладателем 447 паевых долей, Василий Рукавишников занял пост председателя правления заводов наследников С. Я. Яковлева и стал крупнейшим совладельцем Алапаевских заводов. Кстати, внучка Рукавишникова, Елена, вышла замуж за Владимира Дмитриевича Набокова, одного из создателей партии кадетов. Их сын Владимир Владимирович Набоков стал всемирно известным писателем.
(https://natu.susu.ru/wp-content/uploads/2023/02/Алапаевский-завод-в-начале-XX-века.jpg)
В самом начале ХХ века, на фоне экономического кризиса, Правление заводов наследников С. Я. Яковлева было акционировано и в 1907 году превратилось в «Товарищество Алапаевских горных заводов наследников Сергея Саввича Яковлева». В 1914 году был принят новый устав. Но все эти шаги не привели к увеличению основного капитала. Зато росла задолженность коммерческим банкам. В декабре 1916 года Русско-Азиатский банк купил контрольный пакет акций. Прежние владельцы, потомки Сергея Яковлева, были отстранены от управления заводами и занимали второстепенные роли. А в 1918 году Алапаевские заводы были национализированы. Начиналась новая история одного из старейших на Урале металлургического предприятия.
Д. Г. Кужильный для АН «Между строк».
По материалам:
— И Елфимов «Кто были владельцы Алапаевских заводов», газета «Алапаевская искра» № 3 от 18.01. 2018 и №14 от 05.04. 2018.
— В. Алексеев «Металлургические заводы Урала XVII-XX вв.» Екатеринбург: Изд. «Академкнига», 2001 ISBN 5-93472-057-0.
— Д. Гаврилов «История развития Алапаевского металлургического завода» Екатеринбург: Изд. «Академкнига», 2017.







