Знакомство с Екатеринбургом: агафуровские владения (продолжение)
В конце 1908 года торговый дом «Братья Агафуровы» отмечал своё 25-летие. Накануне этой даты братья открыли для своих служащих ссудо-сберегательную кассу. Её фонд был составлен из денег, вырученных от продажи подарков многочисленных поставщиков торгового дома к юбилею, и части личных сбережений — всего 25 000 рублей. К тому времени только в Екатеринбурге братья имели 12 магазинов разной площади.
По воспоминаниям старожилов, магазины Агафуровых были самыми популярными в городе. Приказчики в них были крайне любезны с покупателями, стремились как можно полнее и выгоднее представить свой товар. При этом социальный статус покупателя не имел значения: и крестьянин, и состоятельный мещанин могли быть уверены, что их обслужат по «высшей категории». Известно, что приказчики агафуровских магазинов обучались у специальных преподавателей хорошим манерам, грамотной речи и даже танцам, которые, как известно, способствуют выработке красивой осанки. Раз в неделю для них приглашали парикмахеров. Да и самих приказчиков выбирали очень тщательно: соискатель должен был быть красив и хорошо сложен.
Эти требования были не пустой прихотью хозяев. На заре прошлого века магазины братьев Агафуровых во всех городах, где они имелись, начали торговать «дамскими товарами»: украшениями из драгоценных металлов, самоцветных камней, предметами дамского туалета, женским бельём, парфюмерией, посудой из серебра и мельхиора, а также «галантерейными, игольными и изящными» товарами — иными словами, всем, от чего замирало сердце девушек и домохозяек в те времена. Впрочем, не забывали купцы и о мужчинах: трости и зонты, принадлежности для рыбалки и охоты, патефоны и фотокамеры — всё можно было найти в агафуровских «супермаркетах».
Кроме Екатеринбурга, агафуровские универсальные магазины работали ещё в нескольких городах: Перми, Ирбите, Тюмени, Томске, а также за рубежом — в Йокогаме (Япония) и Харбине (Китай). Для привлечения покупателей в магазинах разрешалась покупка товаров в кредит. Если товар становился неходовым, на него сразу же снижалась цена. Традицией стали маленькие подарки постоянным покупателям: дамам вручались флакончики духов, сопровождавшим их детям дарили шоколадные «бомбы» с сюрпризами. Фирменным в магазинах Агафуровых было всё, вплоть до упаковочных коробок.
Отдельного разговора заслуживает и отношение братьев Агафуровых к рекламе. Практически с самого начала своей коммерческой деятельности Камалетдин, Зайнетдин и Кашафетдин старались максимально использовать возможности рекламы и рекламного рынка. Начиная с 1887 года не было в Екатеринбурге такого издания, где бы Агафуровы не размещали рекламу своих магазинов. Например, в 1890-м братья выкупили в газете «Деловой корреспондент» постоянное место для рекламы своего торгового дома. Тогда же они начали распространять рекламу на листовках, которые раздавали прохожим на улицах подростки.
Листовки также расклеивались на афишных тумбах. Рекламировали Агафуровы не только свои магазины, но и товары. В особенности новые товары.
Ряд товаров Агафуровы снабжали бирками с названием своего торгового дома — это считалось чем-то вроде гарантии качества товара. Название торгового дома печаталось также на упаковочных материалах: бумаге, пакетах, коробках, ящиках. Всё это должно было постоянно напоминать покупателю, где он приобрёл тот или иной товар.
Добросовестность и честность в ведении дел способствовали расширению круга деловых партнёров фирмы. Часть прибыли Агафуровы начали вкладывать в совместные предприятия. Так, Зайнетдин Агафуров вошёл в товарищество «Агафуров, Железнов и Ко», созданное для покупки у Волжско-Камского банка пшеницы для переработки и продажи. При участии торгового дома «Братья Агафуровы» в Екатеринбурге появилась фабрика для покраски мануфактуры. А в 1906 году Агафуровы стали соучредителями газеты «Уральский край» наряду с такими известными купцами, как Поклевские-Козелл, Ошурковы, Злоказовы. Не гнушались Агафуровы «войти в интерес» и с менее именитыми торговцами.
Долгое время по Екатеринбургу ходили рассказы о благотворительной деятельности Агафуровых. Братья состояли членами Екатеринбургского благотворительного общества, ежегодно внося в его фонд по две-три тысячи рублей, устраивали бесплатные киносеансы, организовывали мусульманские праздники. На деньги Агафуровых содержались магометанские молельные в Екатеринбурге и Перми, земские школы, больницы и приюты. На деньги Агафуровых были построены две мечети — в Нижнем Новгороде и Перми.
Самый деятельный из трёх братьев — Зайнетдин — активно способствовал развитию торговли в тех городах, где Агафуровы вели коммерческую деятельность. Так, при его непосредственной поддержке в Пермской губернии появилась торговая сеть Валитовых, торговавших свежими и сушёными фруктами. «Фруктовые погреба» Валитовых были открыты в Перми, Екатеринбурге, Верхотурье, Кунгуре и на Нижнетагильском заводе.
Кроме жилых домов и торговых зданий, у Агафуровых имелась недвижимость и за городом.
Когда старший из братьев Камалетдин начал часто болеть, врачи посоветовали ему «лечиться водами и лесным воздухом». Тогда семейство решило завести загородную усадьбу, где, как утверждали врачи, астма, мучившая Камалетдина уже несколько лет, могла бы быть побеждена. Место для усадьбы выбрали тихое и спокойное, в восьми верстах от города по Сибирскому тракту. Здесь, в окружении сосен и елей, и началось строительство дачи. Первым был выстроен причудливый деревянный павильон с башенками и открытыми верандами. Широкая анфилада лестниц вела к небольшому пруду с закрытыми купальнями для женщин и лодками для катания с детьми и внуками.
Немного позднее появились ещё два дома — такие же просторные, удобные, украшенные красивой резьбой на карнизах и наличниках. Согласно городским легендам, один из домов настолько приглянулся старшему Агафурову, что он жил в нём постоянно.
В другом доме чаще всего отдыхал младший из братьев — Кашафетдин. Сюда не раз приезжали известные персоны Екатеринбурга и губернии. Бывал здесь и Фёдор Шаляпин, водивший дружбу с Кашафетдином Агафуровым. Здесь же проводились благотворительные вечера с детьми служащих торгового дома.
Большое семейство Агафуровых старалось проводить на даче всё свободное время. Сюда приглашали приехавших в гости родственников, сюда привозили на ужин наиболее уважаемых партнёров по бизнесу.
Судьба дачи купцов Агафуровых сложилась драматически. В 1919 году она была реквизирована в пользу советской власти, а в 1920-м на её площадях был открыт детский противотуберкулёзный санаторий. В 30-х годах деревянные постройки сгорели в результате лесного пожара, а на их месте выстроили новые корпуса санатория по конструктивистскому проекту архитектора Голубева.
Детский тубсанаторий проработал до 2002 года, после чего его постигла участь больницы в Зелёной Роще: учреждение было закрыто на капитальный ремонт, и тех пор оно стоит фактически бесхозное…
Впрочем, для большинства жителей Екатеринбурга топоним «агафуровские дачи» знаком совершенно в другой связи. Здесь, на 8-м километре Сибирского тракта, находится Свердловская областная клиническая психиатрическая больница (СОКПБ), история которой началась буквально на глазах у Агафуровых. В 1914 году по решению Пермского губернского земства в Екатеринбурге было начато строительство Зауральской психиатрической лечебницы, которая должна была стать крупнейшей больницей губернии такого профиля. Всего планировалось построить 30 корпусов общей стоимостью один миллион рублей. Финансирование обеспечивалось государственной казной и губернским земством. По решению сессии губернского земства от 23 мая 1914 года работы по строительству должны были быть закончены к 1918 году.
Под застройку было отведено 100 десятин земли в сосновом бору по Сибирскому тракту, буквально в двух километрах от дачи купцов Агафуровых. Из-за этой близости у местных жителей за больницей закрепилось шутливое название «агафуровские дачи». Сами купцы отнеслись к строительству с пониманием. Правда, по-настоящему строительство началось только в 1922 году. Впрочем, об истории детского тубсанатория и психбольницы будет уместно рассказать отдельно.
Февральскую революцию Агафуровы встретили по-разному. Старший Камалетдин не был политически активным человеком, да к тому же находился в преклонном возрасте. Кашафетдин также отнёсся к переменам равнодушно. Зато средний брат Зайнетдин открыто приветствовал новую власть и с энтузиазмом включился в политическую жизнь Екатеринбурга. Он полагал, что перемены дадут больше возможностей для предпринимателей и будут способствовать процветанию России. Мало того, Зайнетдин Агафуров спонсировал создание одного из первых красногвардейских отрядов в Екатеринбурге, созданного преимущественно из мусульман.
Но за февралём наступил октябрь, и Зайнетдин Хисаметдинович быстро разочаровался в новой власти. Не смог он найти взаимопонимания и с колчаковской администрацией, хотя и был выдвинут в городской совет от мусульманской общины Екатеринбурга. В 1919-м всё большое семейство Агафуровых покинуло Урал и оказалось сначала в Харбине, а затем и в Японии.
Здесь, вдали от Родины, и закончили свой жизненный путь все три брата Агафуровы. Камалетдин умер 1 июля 1922 года в Иокогаме. Его похоронили там же, на Интернациональном кладбище. Два года спустя ушёл из жизни средний брат Зайнетдин. Любопытно, что за год до смерти он получил от советской власти официальное приглашение вернуться на Урал. Поговаривали, что Зайнетдин уже собирал вещи и оформлял документы, для чего переехал в Харбин, но внезапно умер во сне от остановки сердца.
Младший из братьев Кашафетдин Агафуров ещё в течение девяти лет занимался коммерцией, а затем, выгодно продав бизнес, отошёл от дел. 24 марта 1935 года в Харбине, попав в автомобильную аварию, он умер от несовместимых с жизнью ран.
Существует легенда, что в 1934 году Кашафетдин и его жена Салия Султановна получили приглашение от Свердловского УНКВД «вернуться в город для выдачи ценностей, укрытых от советской власти». Якобы за добровольную выдачу ценностей супругам Агафуровым обещали позволить вернуться на Родину и даже возглавить ОРС крупного предприятия. Правда, документального подтверждения эта легенда до сих пор не нашла…