Подарок на Рождество в готическом стиле

Неизвестный художник.

Тарелка десертная с готическим орнаментом из банкетного сервиза. 1825-1836.

Фарфор, глазурь, позолота, роспись надглазурная полихромная.

Поступление: 1982, приобретена музеем у жительницы Нижнего Тагила В. Г. Кулебякиной.

Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург, Россия.

На дне марка синяя надглазурная «Н» с цифрой I под царской короной.

 

Авторы текста: Ксения Чиркова – старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Елена Ильина – заместитель директора по научной работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны получил высочайший приказ: найти иностранного мастера, способного организовать в Санкт-Петербурге производство фарфора. Однако мастер, кому оказалось бы под силу создать фабрику с нуля, не был найден. И тогда камергер принимает решение доверить производство сподвижнику М. Ломоносова русскому химику Дмитрию Виноградову, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы и с самого начала приставленному для обучения у иностранных мастеров. Так была открыта «Порцелиновая мануфактура», а в 1765 году Императорский фарфоровый завод. Д. И. Виноградов открыл секрет высококачественной фарфоровой массы и разработал технологию изготовления русского фарфора, который не уступал саксонскому, а по составу массы приближался к китайскому! Впрочем, русский фарфор был ориентирован на европейскую моду – создавался по немецким и французским образцам. Продукция Императорского фарфорового завода предназначалась для высокопоставленных персон: лично для императоров и знати, а также в качестве дипломатических подарков. 

В 1820-1830-х годах Императорский фарфоровый завод начал производить фарфор утончённых готических форм с росписью на манер роз средневековых витражей. Новая мания – мода на готический стиль – появилась в женском костюме ещё в 1810-е годы, а в период правления императора Николая I достигла своего апогея. В этом можно увидеть и разочарование рационализмом классицизма, и крайне популярные романы Вальтера Скотта…

Подарки на Рождество подносились императорской семьёй друг другу и ближайшей свите в сочельник возле «большой ёлки» в Зимнем дворце, а потом все шли в большой зал, где стоял длинный стол, уставленный новенькими фарфоровыми изделиями – традиция, которую ввёл Павел I, отец правящего императора. В 1833 году царственная чета отлично знала, какой подарок она получит! Ещё в начале весны 1832 года они сами выбрали из предложенных рисунков банкетный сервиз для Зимнего дворца, и Гофмаршальская часть заказала его на Императорском фарфоровом заводе. Это был роскошный сервиз – сплошь орнаментальный, богатый по цвету, с обилием натурального золота, сложным прихотливым рисунком, напоминающим средневековые готические витражные розы. Неоготическая роспись, столь характерная для стиля историзма (1) 1830-х годов, была нанесена на форму «Александрия». Возможно, что в выборе сказались пристрастия Александры Фёдоровны – урождённой немецкой принцессы Фредерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской, так любящей свою Германию. Глядя на сервиз, декорированный в неоготическом стиле, она могла вспоминать родные места.

Появление готического сервиза не было случайным: в 1826-1929 годах в Петергофе для уединения царской семьи был построен Дворец Коттедж (слово коттедж переводится как «сельский домик», «дача»), выполненный в стиле неоготики по проекту архитектора А. А. Менеласа. Для домика в 1829 году был изготовлен и новый сервиз, получивший название «Собственный» – белый, изысканный, с небольшим декором. К нему в 1831 году были добавлены тарелки для десерта, закрытые сплошным готическим декором, который всем необычайно понравился. И спустя год поступил заказ на новый сервиз на 150 персон, ставший знаменитым. Он был настолько востребован, что использовался вплоть до начала ХХ века для парадных приёмов и разросся до 200 предметов. Разбитые предметы дополнялись ещё в 1850-х годах.

На дне изделия надглазурное клеймо – вензель правящего императора Николая I: писанная от руки синяя буква «Н», увенчанная императорской короной, с римской цифрой I. Отметим, что данное клеймо ставилось только в 1826-1836 годах.

Небольшая десертная тарелка – своего рода маленький шедевр. Можно бесконечно долго вглядываться в прихотливую игру орнамента – розетки на зеркале тарелки, образующие стилизованный цветок, витиеватый готический бордюр по борту... Украшение золотом, сочная бордово-бирюзовая гамма богатого по рисунку орнамента с использованием синего, красного и чёрного цветов в контурах создаёт необычный контраст. Торжественно, изысканно!

 

(1) Историзм – стиль 1830-х годов, опирающийся на воссоздание прошедших исторических стилей, исторических стилизаций.

Другие истории можно прочитать на сайте «Сквозняк из прошлого»: artmnt.ru/collection/painting421.