Истории людей и их наград: Владимир Боровиковский «Портрет Н. Я. Свербеева»

В феврале – в честь празднования Дня защитника Отечества – рассказываем истории произведений из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств, где встречаются медали и ордена.

На портрете Владимира Лукича Боровиковского изображён Николай Яковлевич Свербеев – участник первой и второй русско-турецких войн, директор экономии Крыма, основатель Михайловского имения Новосильского уезда Тульской губернии. Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени, вероятно, получил за участие в военных действиях.

Другие истории можно найти на новом сайте Нижнетагильского музея изобразительных искусств: http://histories.artmnt.ru/.

 

Владимир Лукич БОРОВИКОВСКИЙ. 1757-1825.
ПОРТРЕТ Н. Я. СВЕРБЕЕВА. Начало 1790-х.
Холст, масло. 
Поступление: 1944, из Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР.

Автор текста: Марина Агеева – директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Владимир Лукич Боровиковский, можно сказать, потомственный художник-самоучка. Он родился в Миргороде в 1757 году в семье казака Луки Боровика, который вместе с тремя сыновьями –  Василием, Иваном и Владимиром – занимался иконописью. Став самостоятельным, Владимир отошёл от строгих канонов иконописи и начал писать церковную живопись в духе «украинского барокко», отличающегося прихотливостью. Так бы и остался художник местной знаменитостью, если бы не случайность. В 1787-м Владимир Лукич исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым. Картины обратили на себя особенное внимание императрицы – на обеих была изображена сама Екатерина II. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и посоветовала ему ехать в Петербург, в Академию художеств. Спустя год Боровиковский решился на переезд в Санкт-Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту – ему в ту пору уже исполнился 31 год. С 1792-го он брал уроки у австрийского живописца И. Б. Лампи, работавшего при дворе Екатерины II, затем у Д. Г. Левицкого. После создания ряда портретов, библейских и исторических композиций в 1795 году В. Л. Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году – советника Академии художеств. Художник известен прежде всего как мастер портрета.

Творчество Владимира Лукича Боровиковского, одного из трёх «китов» русского искусства XVIII века (Ф. Рокотов, Г. Левицкий, В. Боровиковский), принадлежит сразу двум столетиям. Он последний живописец века Просвещения, связанный с «рационалистами», ориентированными на науку и её достижения, и он как бы подготавливает появление российских романтиков. Боровиковский был одним из первых русских художников, обратившихся к «портрету души», внутреннего мира своего современника. Художник, написавший большое количество портретов, в ряду которых парадные, камерные, миниатюрные, в 1795 году удостоен звания академика живописи, хотя саму Академию художеств ему окончить не довелось.

Композиция портрета проста. Фигура, вырисовываясь на тёмном фоне, обобщена. Мужчина около пятидесяти лет одет в строгий должностной губернский мундир с орденом Владимира 4-й степени.

Поскольку он участник второй русско-турецкой войны, вероятно, орден получил за участие в военных действиях. Волевой взгляд говорит о решительности и твёрдости характера. Пудреный парик на голове в одну буклю говорит о том, что портрет исполнен, скорее всего, уже в царствование императора Павла I.

http://histories.artmnt.ru/collection/painting33