«Тагильчанинъ против мэрии. Часть вторая». Суд Нижнего Тагила отказался признать незаконным повторный отказ чиновников по антикоррупционному митингу 26 марта

Судья Ленинского райсуда Нижнего Тагила Владимир Луценко отказал в иске активиста Ильи Коровина (Илiя Тагильчанинъ) к мэрии Нижнего Тагила. Организатор антикоррупционного митинга «Он нам не Димон» просил признать неправомерным повторный отказ чиновников, выданный вечером в субботу, 25 марта, после признания судом незаконным первого ответа. Учитывая доводы второго отказа, ссылающегося на стратегию национальной безопасности и доктрину информационной безопасности, правовой спор превратился в эмоциональный спор о «цветных революциях», политизированности ЕСПЧ и сакрализации российской власти. Подробности – в репортаже АН «Между строк».

Организатора митинга на площади у КДК «Современник» Илью Коровина задержали 26 марта за 10 минут до начала несогласованной акции. О том, что выступить против коррупции под угрозой штрафа пришли более 300 человек, о лозунгах, одиночных пикетах, последовавших задержаниях, шествии на Театральную площадь, оцепленной ОМОНом администрации, новых задержаниях активист узнал только из СМИ и многочисленных фото- видеоотчётов участников. Почти все задержанные уже получили административные штрафы, а дело самого Коровина ещё даже не рассматривалось. Суд над ним должен был состояться позже других, 11 апреля, но Коровин ходатайствовал о передаче дела из Ленинского в Дзержинский райсуд – по месту его жительства.

«Мы сделали это, чтобы суд успел рассмотреть иск о признании незаконным повторного ответа администрации. Если суд его удовлетворит, все ребята, задержанные 26 марта, будут иметь возможность также признать себя невиновными», – рассказал перед заседанием Коровин.

В повторном отказе, спешно выданном чиновниками менее чем за сутки до митинга, мэрия ссылалась на стратегию национальной безопасности и доктрину информационной безопасности. Аргументы о том, что «митинги против коррупции и за права человека» подрывают конституционный строй, изначально использовало Министерство общественной безопасности Свердловской области, отказавшее в аналогичной акции штабу Навального в Екатеринбурге. Несмотря на то, что странный ответ министерства устоял в Ленинском суде Екатеринбурга и в облсуде, Илья Коровин не терял надежды на независимость тагильского правосудия.

Рассматривавший дело Владимир Луценко считается одним из самых беспристрастных судей Ленинского суда, поэтому, когда он признал 25 марта незаконным первый ответ мэрии, не удивились даже юристы администрации.

«Посмотрим, видно, что интеллигентный человек, но понятно, что на судей оказывается беспрецедентное давление по делам о митингах. Правда, судья Татаренко оправдал одного из задержанных в Тагиле, но я других случаев по стране не знаю», – говорит адвокат Роман Качанов, выигравший дело задержанного за Periscope-трансляцию тагильского митинга Александра Баторина.

Качанов, специализирующийся на правозащитных процессах, приехал сегодня в Нижний Тагил из Екатеринбурга на попутке, найденной с помощью сервиса BlaBlaCar. За поездку он заплатил 200 рублей, за защиту Ильи Коровина он денег не берёт. В машине незнакомца Роман выронил телефон. После полуторачасового заседания водитель привёз ему сотовый прямо к зданию суда.

«А что такого? Он хороший парень», – отвечает Качанов на изумление Коровина по поводу честности водителя.

Вопросы гражданского самосознания, порядочности в отношениях власти и общества стали главным сюжетом судебного заседания. Замначальника юридического управления мэрии Александр Буньков рассказывает в коридоре о сочувствии судье, который должен будет «поддержать судейский корпус» – коллег, которые уже вынесли несколько решений по задержанным на митингах, и теперь правомерность этих решений зависит от итога данного разбирательства. Сам Буньков пришёл в суд со значком в виде имперского флага, являющегося символом русских националистов, при этом вынужден защищать формальную отписку руководителя аппарата администрации Андрея Ленды, в которой, в частности, говорится, что митинг против коррупции почему-то призывает к межнациональным конфликтам.

«Это моя работа», – объясняет после заседания Буньков, отвечая на вопрос, поддерживает ли он лично позицию мэрии по запрету массовой акции.

Почему цель митинга – «в поддержку требования расследовать факты коррупции высших должностных лиц России» – противоречит российской Конституции, юрист администрации пояснить не смог. Все его доводы сводились к отсылкам к стратегии национальной безопасности и доктрине информационной безопасности. При этом диалоги в суде больше напоминали телешоу Владимира Соловьёва.

Буньков: «В мэрии работают люди, которые занимаются мониторингом интернета. Митинги 26 марта проводились под общим руководством из Москвы. Навальный – человек публичный, известный. Эти митинги призваны инспирировать цветную революцию. Очень некрасиво, неприятно любому человеку, когда люди выходят с лозунгами "Он нам не Димон" и плакатами с фотографией премьер-министра. Он является конституционным лицом, зачем его оскорблять?»

Качанов: «Это ахинея! Как митинг против коррупции нарушает Конституцию? Как он нарушает стратегию национальной безопасности? Мало того что она не является нормативно-правовым документом, в стратегии сказано, что коррупция является одной из важнейших угроз национальной безопасности! Причём тут цветные революции? Это чиновники инспирируют цветные революции, ища поводы гражданам России выйти мирно, без оружия на акции и призвать власти расследовать факты коррупции. Мэрия не может запрещать митинги, она обязана после получения уведомления согласовывать только место, время и форму или предлагать альтернативный вариант. Если ваш ответ посмотрят в ЕСПЧ, будут смеяться или плакать, не знаю уж».

Буньков: «ЕСПЧ – полностью политизированная структура, стоящая на защите всем известных государств. Суд превратился в систему для выколачивания денег из бюджета Российской Федерации для поддержки так называемой российской оппозиции, которую поддерживает только 2 процента населения».

Качанов: «Решений в отношении России абсолютно столько же, сколько в отношении Франции, Нидерландов, Украины, Азербайджана. Россия – член Совета Европы, ЕСПЧ – международный судебный орган, призванный защищать граждан от несправедливости в этих странах, от нарушения Европейской Конвенции о защите прав человека!»

Буньков: «Недавно принят закон, по которому Россия не обязана выполнять решения ЕСПЧ, если они противоречат Конституции. Эта вакханалия перекрыта, и, надеюсь, мы придём к тому, что откажемся от выполнения требований о выплате компенсаций из российского бюджета».

Качанов: «Это передёргивание фактов. Россия действительно признала верховенство Конституции над решениями ЕСПЧ, но такое решение может принимать только Конституционный суд. Пока их только два – по "делу ЮКОСа" и об участии в выборах заключённых. По статьям 10, 11 Конвенции о защите прав человека решения выполняются».

Буньков: «Зачем идти за какими-то непонятными людьми? Можно, например, провести митинг против гнилой воды. Этот и следующий год Нижний Тагил будет без нормальной воды. Есть ведь нормальные люди, они участвуют в общественных объединениях, в обсуждениях».

Илья Коровин: «Мэрия приняла решение об отказе не сама. Чиновники выполняли свои должностные обязанности. И отказ появился только потому, что мэр Сергей Носов состоит в партии "Единая Россия", даже включён в Высший совет этой партии».

Буньков: «А зачем оскорблять премьер-министра? Если есть какие-то обвинения, идите в суд. Зачем проводить митинги?»

Коровин: «А зачем оскорблять меня, простого гражданина России? Меня знает полгорода, причём тут Навальный? Я проводил в городе не один митинг. И всегда всё согласовывали. Почему мои права ограничивают люди с семьями во Франции?»

Буньков: «У нас никто не запрещает иметь семью во Франции!»

Признал ли судья Владимир Луценко доводы мэрии о противоречии цели митинга Коровина Конституции, станет известно завтра, когда будет готов текст решения. Отказ в иске активиста может быть мотивирован по другим основаниям, в том числе по позиции администрации, со ссылкой на областной закон о недопустимости митинговать около КДК «Современник», в котором располагается учреждение культуры – Нижнетагильская филармония. 22 апреля на этой же площадке заявлен митинг КПРФ. Илья Коровин считает, что его согласуют без проблем. Активист собирается там выступить, а также включить в микрофон диктофонную запись слов Бунькова, что митинговать на данной площади нельзя.

Коровин и Качанов планируют обжаловать решение в областном суде, хотя теперь и не надеются на победу. Когда состоится рассмотрение административного дела Ильи Коровина, пока неизвестно.

Агентство новостей «Между строк»