Кино о войне без пушек и танков
Приближается самый грандиозный день в году – День Победы - праздник, посвящённый борьбе советского народа за свободу и независимость своей Родины против режима фашистской Германии. Хороший способ донести и рассказать о подвигах людей периода Второй Мировой – показать фильм. Некоторые зрители привыкли, что если в кино речь идёт о войне, то это должно сопровождаться широкой панорамой - какие-то масштабные коллизии, пушки и танки. Я составила подборку, в которой представлены картины, очевидно выражающие дух войны без сцен боевых действий.
Летят журавли, 1957 год
На сегодняшний день «Летят журавли» единственный отечественный победитель международного Каннского кинофестиваля. После успеха в Каннах, фильм вышел во французский прокат и собрал 5,5 миллионов зрителей. Такого успеха не знал ни один российский фильм ни до, ни после.
Пронзительная история двух влюблённых, которых разлучает война. Безжалостная война обрывает мечты о совместном счастье и большой любви, оставляя за собой шлейф отчаянья, утраты и боли, но где-то в самом дальнем уголке души остается надежда.
Определённо, в фильме «Летят журавли» камера играет роль первой скрипки, выражая портретные характеристики основных персонажей, и раскрывает глубокий смысл происходящего. Сильным выразительным средством в фильме «Летят журавли» являются свет, ракурс, крупность плана. Оператор Сергей Урусевский поспособствовал тому, чтобы актёрская мимика была не просто выделена, но и точно передавала бы образный смысл роли. Выразительный взгляд героини Вероники (Татьяна Самойлова), взятый крупным планом, психологически действует на восприятие зрителя.
Интересную трактовку представляет собой сцена проводов. Главная героиня Вероника пытается пробиться сквозь толпу в попытке отыскать своего возлюбленного Бориса (Алексей Баталов). Камера следует за героиней в человеческом водовороте: перед нами проплывают лица солдат, и затем лицо актрисы выходит на первый план. Оператору удаётся слить в единое целое чёткий ритм марша, бурлящий человеческий поток и отчаянные движения Вероники. А над небом проплывает клин журавлей, которые говорят нам, что жизнь продолжается и нужно ценить каждый прожитый в ней миг.
Потрясающе красивое по лёгкости изображения, и глубокое по содержанию кино.
Был месяц май, 1970 год
Военной грозой отгремел нижний свод помраченных небес, наступили первые мирные дни после капитуляции Германии. Документальный пролог с военной техникой и хроникой последнего боя за Берлин сменяется игровыми кадрами. Драма Марлена Хуциева «Был месяц май» разыгрывается в одной из немецких деревень, где останавливается группа советских солдат - в этом месте им предстоит переосмыслить пережитое.
Совсем юные солдаты отправились на войну, когда им было по 17-18 лет, не удивительно, что о предвоенных годах им нечего вспомнить. В одной из сцен лейтенант Николаев (Александр Аржиловский) пытается извлечь из памяти воспоминания до фронтовой жизни, в его выражениях отчётливо проскальзывает грусть по утраченной молодости.
Повествование строиться вокруг сцены в концлагере. Молодые солдаты случайным стечением обстоятельств попадают на территорию уже опустевшего лагеря. Они осматривают жуткие локации неторопливо, сосредотачиваясь на каждом предмете, без представления о том, зачем нужны камеры, трубы и топки. Сердце всей тяжестью идёт ко дну от представлений, как убивали людей.
Затем героям предстоит услышать свидетельства настоящих очевидцев - тех, кто смог выжить и выйти из лагерей. Невозможно сдержать слёз, когда узнаешь, как разрушали жизни и судьбы семей, сжигали людей и не жалели детей. И как уцелевшим продолжать жить, когда в каждом вздохе ощущается смертный воздух войны?
Уверена, что фильм будет интересен как глубоко думающим ценителям, так и людям, которые воспринимают кино чисто эмоционально.
Баллада о солдате, 1959 год
Лента «Баллада о солдате» поставленная режиссёром Григорием Чухраем, навсегда останется вершиной своего времени. Идёт Великая Отечественная война, на поле боя молодой солдат Алексей Скворцов (Владимир Ивашов) подбивает сразу два танка противника. За совершённый подвиг героя призывают к награде, но Алёша вместо почетного ордена просит дать ему отпуск в родное село, к матери, у которой в доме прохудилась крыша. Получив шесть дней отпуска, юный солдат отправляется в дорогу, где на пути его ждёт череда неожиданных встреч и новых знакомств.
Создатели фильма уводят героя с передовой позиции, разворачивая главные действия в тылу, чтобы показать живую фигуру защитника, заступника, настоящего героя в гражданской жизни. Он искренне и естественно желает помочь каждому: отправить весточку жене сослуживца, помочь инвалиду в семейной жизни и сопроводить девушку-сироту, отправляющуюся в дальний путь. В конце концов, на встречу с матерью у него останется всего несколько минут.
Впечатляет прекрасная актёрская игра Владимира Ивашова, скромно изобразившего юношу в солдатской гимнастерке. В такого героя невозможно не влюбиться, к нему по-настоящему испытываешь тёплое доверие, он обаятелен и неповторим. Алёша Сковрцов стал символом советского народа. Через призму жизни шести дней одного солдата создатели фильма увековечивают память каждого. Из всех классических военных фильмов «Баллада о солдате» смотрится удивительно легко и оставляет после себя отпечаток света и добра.
Иваново детство, 1962 год
«Иваново детство» первый советский кинофильм, завоевавший главный приз на фестивале в Венеции. Без танков, артиллерии и многотысячной массовки в фильме раскрывается трагедия через историю ребёнка, которого война лишила детства.
Фильм поставлен по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван», и повествует о трагической судьбе двенадцатилетнего мальчика. На его глазах нацисты расстреляли мать и сестру, отец погиб на фронте. Одержимый ненавистью сирота Иван (Николай Бурляев) становится неуловимым разведчиком, рискуя жизнью, юный герой добывает бесценную информацию в тылу врага.
«В “Ивановом детстве” я пытался анализировать состояние человека, на которого воздействует война. Он (Иван) сразу представлялся мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Всё, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни», - поясняет режиссёр картины Андрей Тарковский.
Идейный контекст подчёркивает изобразительное противостояние света и тьмы. Если чёрный преобладает как цвет войны, обозначающий её огромные масштабы, то свет выводит душу за рамки страшных боевых действий, иногда возвращая в тихом сне в счастливое детство. Но даже в Эдеме есть место для чёрного как смоль древа жизни, что истончает тонкий тлен и звучит как мировая туманная боль.
Нюрнбергский процесс, 1961 год
Юридическая кинодрама Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс» свидетельствует о том, что зло существует, что оно не просто недостаток добра, а мощная мировая сила. Для достижения сути нацистского явления режиссёр сводит к минимуму внешнюю эффектность действия, сосредотачиваясь на внутреннем состоянии человеческих реакций.
Международный военный трибунал в Нюрнберге стал первым в истории опытом осуждения преступлений масштаба государства. После окончания процесса над главными политическими и военными деятелями проходит серия «малых» нюрнбергских процессов. В ходе одного из разбирательств, слушаются дела судей, занимавших видные посты в судебной системе нацистской Германии – на этом и сосредоточен сюжет фильма.
Сердце медленно и упорно тяжелеет от эпизодов, включающих в себя демонстрацию творившихся зверств в концентрационных лагерях. Обвиняемые некогда допустили постыдный компромисс с совестью и пошли на поводу у правящего режима, стали соучастниками карательного института, опершись на смертельные станки. Разобраться в сложном деле предстоит американскому судье Хейвуду (Спенсер Трэйси).
Судебная драма получила 11 номинаций на премию Оскар и две статуэтки, а также была признана американским институтом киноискусства одной из величайших юридических картин в истории. Лента камерно выражает сумрачную жизнь довоенной Германии, насильственную боль войны и упрёк послевоенной жизни.