«Бог большой, я маленькая»

Выставка Насти Франц «Тоска по божественному внутри» (графика).

Настя родилась в 1997 году в Казахстане, с семи лет жила в городе Богдановиче, с пятнадцати живёт в Екатеринбурге, студентка живописного отделения ЕХУ им. Шадра.
Работы Насти лаконичные и минималистичные, философские и проникнутые стремлением понять человеческую натуру. Что же заставляет в столь юном возрасте испытывать это странное, многим неизвестное чувство – «тоску по божественному внутри»?

Сама художница призналась, что это самое «божественное» она больше ощущает, чем понимает. А проявляется оно в её жизни через случайные (или неслучайные?) встречи, через странное вмешательство в привычный ход вещей.

Героями картин художницы становятся наши современники. Это вполне узнаваемые молодые и не очень молодые люди – характерно одетые, с яркими, цепляющими деталями во внешности. Но в картинах эти люди таинственным образом преображаются, приобретают черты архетипов, становятся символами. Будто какая-то неведомая сила (сила искусства?) наделяет их свойствами вечности. Это проявляется то во внезапно возникшей молитвенной позе, которую принимает девушка во время вечерней прогулки, то в матери с младенцем, которая становится похожа на древнюю богиню. Таким образом, появляется ощущение, что картины пронизывает невидимая нить, тянущаяся от самых древних времён, где религия была отражением обыденности, через средневековье, где божественное было максимально оторвано от повседневной жизни в наши дни, где духовность и религиозность стали не столь очевидными и даже в какой-то мере табуированными среди прогрессивной общественности.

Автора отличает искрений интерес к человеку во всех его проявлениях и желание заглянуть глубже, чем внешняя презентация. Так, на открытии выставки художница рассказала о встрече с йогом, который, как оказалось, только «косил под йога, чтобы знакомиться с девушками», о том, как рисовала портрет подвыпившего мужчины средних лет, который ужасно расстроился, когда увидел, что на портрете он «получился злым». Но человек для художницы становится не только объектом психологического исследования, но и поводом для художественных поисков. Смелые ракурсы и необычные композиции – неотъемлемая часть изобразительного подхода Насти. Графичные, отточенные и выверенные линии, отличное чувствование строгих и массивных форм позволяют сравнить стиль художницы с Суровым стилем. Также её работы можно сравнить с картинами экспрессионистов, книжной иллюстрацией. Имея отработанный набор изобразительных приёмов, автор с лёгкостью применяет их в портретах, пейзажах, сюжетных зарисовках.

По-новому раскрывает заданную тему божественного серия зарисовок, сделанных на пляже в Утрише. Все они наполнены единением человека и природы и проникнуты тоской, которая всегда возникает от осознания своей мизерности по сравнению с морем, с огромными пространствами, наполненными водой и воздухом, божественным покоем и вечностью. Но умение любоваться миром и желание постоянно открывать его не даёт тоске перерасти в грусть или отчаяние. Она становится поводом для постоянной рефлексии и осознания себя в контексте бога, в контексте его проявлений.