На машине до моря: сколько стоит отдых?

Ещё дома мы договорились, что наш отпуск начинается в тот момент, когда мы садимся в машину, а не когда приедем на море. Именно поэтому мы ехали неспешно, наслаждаясь дорогой и дорожными приключениями.

К морю мы подъехали ровно через три дня: выехав из Тагила в 11 часов 21 июня, мы оказались в Джубге 24 числа в 11 часов.

К слову, знаменитый южный серпантин не так страшен, как про него рассказывают. Трасса отличного качества, чаще всего по 2 полосы в одну сторону, со свежей разметкой и металлическим ограждением. Самое интересное, что субтропики начинаются как-то вдруг: проезжаешь перевал - и вот уже незнакомая растительность, воздух заметно свежеет, горы окружают со всех сторон, небо ближе и солнце ниже. Хотя, может быть, мне всё это показалось. Жаль если так.

Море мы увидели ещё издалека. Сразу решили, что в первом прибрежном городе останавливаемся и идём купаться. Таким городом оказалась Джубга. Очень маленький, бестолковый и шумный, довольно грязный посёлок городского типа. Много узких улочек, где 2 машины разъезжаются с трудом. Много магазинов, киосков, ларьков и людей. Мы проехали практически до самого пляжа, оставили машину на обочине (на юге очень интересно паркуются, практически полностью залезая на тротуар, для них это нормально, т.к. в узких улочках иначе не разъехаться).

И вот оно перед нами - море. Много моря и солнца! Мечта всех последних дней! Мечта сбылась, море лежит у наших ног. Вот оно - счастье.

Первым делом мы искупались, затем абсолютно счастливые развалились на пляже и огляделись вокруг: мечта на поверку оказалась не сиятельным курортом, а довольно грязным, людным и маленьким прибрежным городком. «Нет, это не Рио-де-Жанейро!» - подражая бессмертному Остапу сказала я. Мы быстро собрались и поехали дальше.

Следующие 3 часа мы ехали по серпантину, любовались морем, горами, радовались погоде, оглядывались кругом в поисках «места своей мечты». Изначально конечным пунктом нашего путешествия был Сочи, но мы оговорили, что, если нам какой-либо город и посёлок понравится ещё по пути, мы остановимся там. До Туапсе нас ничего не впечатлило. Впрочем, после Туапсе тоже ничего впечатлительного нет. Агой-Туапсе-Шепси-Лазаревское - и наконец мы приехали в Сочи.

На самой окраине города, свернув с Батумского шоссе, мы решили снова искупаться, отдохнуть, пообедать и начать искать себе жильё. С жильём планировали поступить так: у меня был список кепмпингов, который я составила по отзывам в интернете и опросу друзей, были телефоны нескольких домовладельцев, которые сдают уютное и недорогое жильё, к тому же под рукой всегда есть интернет в мобильнике, а вдоль всех дорог, рядом с остановками и у многих магазинов, стоят толпы людей с табличками: «Жильё!».  Так что проблем с жильём не должно было быть. Так и вышло!

Мы сделали уже привычный манёвр: свернули с шоссе на первую попавшуюся улицу по направлению к морю и тут же наткнулись на указатель: «Пляж, автостоянка 500 м». Обрадовались, что не ошиблись, поехали в этом направлении и остановили машину, только когда море заблестело между домами. Остановились «по-южному» на тротуаре. Вперёд, первым делом - купаться, вторым пунктом – кушать что-нибудь южное и вкусное!

Через час мы вернулись к машине, как оказалось, очень вовремя. В калитку соседнего дома, который нам понравился, заходила женщина, мы кинулись к ней:

- Подождите секундочку! Вы жильё случайно не сдаёте?

Это был странный вопрос, т.к. на всех домах вокруг висели таблички с надписями: «Есть места» и только на воротах этого дома таблички не было.

Но женщина остановилась, задумчиво оглядела нас и спросила:

- Вас трое? Вам надолго? Вообще-то сдаю, но у нас сейчас ремонт и большая часть дома не готова, но комната найдётся.

- Да-да, нас трое. Мы пока не знаем, сколько проживём, мы только что приехали.

- Хорошо, - окончательно согласилась она. - 1500 рублей за сутки, комната на троих на втором этаже с видом на море, 2 кровати, душ на этаже, туалет в комнате, кухня внизу. Телевизор в холле второго этажа, мангал на нижней террасе. Подходит? Ну тогда загоняйте машину в гараж.

Мы заехали, заплатили за сутки, договорились насчёт ужина и снова рванули на море.

Я очень люблю плавать. Мне ничего больше летом не надо - только воду, желательно глубокую воду. У нас на Урале я готова плавать часами. На море я готова жить в воде.

Очень смешно себя вёл Егор. Мы надели ему нарукавники, и он под нашим присмотром как краб ползал по мелководью: попа и ноги плывут, а руками по дну перебирает - так без остановки из одного конца пляжа в другой. Глубже заходить, учиться плавать, окунаться на руках - отказывался наотрез.

Вечером, как только стало темнеть, мы захватили бутылку местного вина, фруктов, сладостей и пошли к себе на террасу. Вечер продолжался. Нина, хозяйка, за более чем символическую плату (100 руб.) накормила ужином Егора, познакомила нас со своим сыном Зауром, рассказала нам про свою семью и родственников. Оказалось, что их очень много и живут они на всём побережье, все занимаются гостевым бизнесом - содержат дома. Дело это прибыльное, но и хлопотное. Постояльцы всякие бывают: есть очень хорошие, с которыми годами дружат, есть такие, что плюнуть вслед хочется - буянят, скандалят. В прошлом году кто-то прихватил с собой DVD-проигрыватель из холла. В целом бизнес как бизнес, интересный и сложный. Официальный «высокий сезон» - пик наплыва туристов - начинается с 1 июля, поэтому они ещё не поставили таблички у дома, что есть места, а из-за ремонта свободны только 2 комнаты наверху, а в этом году у них ещё никого не было из постояльцев. Чувствовалось, хозяйка скучает без клиентов. Она с радостью отвечала на наши вопросы, рассказывала об интересных местах и местных секретах: где магазин с нормальными ценами, лучшее вино и самый вкусный шашлык.  Вечер уже подходил к концу, когда Нину позвал сын, она вышла на минутку и почти сразу вернулись вместе с сыном.

Хозяева были обеспокоены:

- Уезжайте! Здесь опасно!

- Родственники звонили из гор, - с сильным акцентом пояснил Заур. - Дождь идёт, потоп будет.

- Да ладно? - не поверили мы, нас, уральцев, дождём каким-то не испугать.

- У нас дом неудобно стоит, нас часто топит, это всё Олимпиада виновата, - пояснила Нина. - В советское время никаких потопов не было, а сейчас каждый год как ливень, так сидим по крышу в воде! Потому что торопились, когда строили к Олимпиаде, и никакого ливневого слива не проложили! Да ещё строили как попало, всю природу нарушили. Теперь каждый год топит.

Мы не поняли: это правда, что нам серьезно предлагают уехать из этого сказочного места?

- Уезжайте, - подтвердил Заур. - Я могу родственникам позвонить, чтобы вас встретили.

- Куда? - спросили мы.

- В сторону Туапсе, в любое место километров за 20, за Дагомыс выезжаете, там уже не так опасно. Быстрее!

Мы не на шутку испугались: мы были в Сочи зимой на Олимпийских играх, видели, как зимние ливни размывают почву и сходят сели, которые парализуют движение транспорта на долгие часы. Из плюсов к работе МЧС - если в Сочи и окрестностях движение парализовано более чем на 1,5 часа, пассажиров общественного транспорта и автолюбителей начинают кормить горячими обедами, организуют пункты медицинской помощи и отдыха.

Собрались мы минут за пять. Заур в это время приковывал свою машину цепью к специальным скобам в фундаменте дома и ворчал, что опять со страховой не получишь всё, что надо, обсчитают, обманут и в итоге придётся за свой счёт машину делать.

- К родичам езжайте, - посоветовал он и дал нам целый список телефонов своей родни в разных точках побережья.

Нина на прощанье хотела нам вернуть деньги (это повергло нас в тихий шок, т.к. на юге все, мягко говоря, скупые), мы забрали 1000 рублей, она нам с собой ещё дала фирменных чебуреков (объеденье!). Мы тепло распрощались и, обменявшись телефонами, расстались.

Южная ночь не такая чёрная, как на Урале. Очень много фонарей, много ярких вывесок, окна светятся почти в каждом доме, весело! Полчаса мы пробирались узкими улочками, а когда наконец выехали из города, первое, что мне бросилось в глаза, - отсутствие звёзд. Небо было аспидно-чёрным, и было ощущение, что непроглядная мгла струится сверху.

Я не успела сказать это вслух.

- Слушай, Саша, по-моему, это не музыка грохочет, это гром.

Муж едва успел закончить фразу, как одновременно сверкнула молния и поток воды обрушился на нас.

То, что творилось вкруг я не могу назвать «ливень», «дождь» или «ураган». Не нахожу слова, которое определяет такую погоду полностью: вспышки молний, грохот, вода, которая потоком льётся с неба.

Сбросив скорость до 30 км/час и включив все световые приборы (аварийку, туманки, задние туманки), мы тихонько ползли по шоссе. Никто не обгонял, хотя сзади маячили фары.

Минут через 20, которые показались нам вечностью, мы выбрались из центра бури, мелкий моросящий дождь даже радовал. А ещё через 20 минут пошёл пригород хорошо знакомого Лазаревского, где мы и остановились на ночлег.

Весь следующий день мы провели в Лазаревском: купались, валялись на пляже, объедались местными лакомствами и шашлыком. Ближе к вечеру, сидя в кафе, узнали прогноз погоды - на ближайшие дни штормовое предупреждение. Было жаль терять отпускные дни и пережидать погоду, и мы решили уехать ещё дальше от Сочи, по прогнозу, там было спокойней. Быстро собрались и поехали в сторону Туапсе.

Теперь стоит сказать о кемпингах. По всему побережью довольно много мест, где отдыхают автотуристы. Большая часть кемпингов расположена очень удачно и интересно - на самом берегу моря или близко к нему. Но, к сожалению, (а если бы мы ехали без ребёнка - я бы сказала, что к счастью) не все они предназначены для отдыха с детьми. Для меня к условиям проживания были следующие требования:

- от моря не дальше 300 метров;

- санузел и горячий душ;

- безопасная территория для ребенка (никаких дорог рядом, а если дорога есть, то хороший забор и надёжный замок);

- охраняемая автостоянка.

Нам под Туапсе понравились два кемпинга - «Радуга-парк» и «Робинзон Крузо» в Небуге. Остановились мы в «Робинзоне», потому что там было дешевле, в нём мы и жили оставшееся время. На мой взгляд, если ехать полными дикарями, с палаткой, эти 2 места просто идеальны.

Цены на размещение в кемпингах:

150-300 руб/чел;

100-200 руб/машина;

200-300 руб/палатка.

Цены в частном секторе начинаются от 1500 (для нашей семьи - три человека и машина). Домик на 2 семьи в «Робинзоне Крузо» с отдельными входами и огороженной террасой, с общей душевой, санузлом и кухонькой. Парковка почти под окнами, пляж в 50 метрах. Стоит всё это удовольствие - 1000 руб/сутки. На территории кемпинга – бар и кафе. Как позже выяснилось, у нас в баре самое дешевое пиво и самый дешевый шашлык. За шашлык мы говорили отдельное спасибо - он был великолепен.

Когда ещё дома мы обсуждали отдых, решили, что впервые в жизни будем «тюленить». Меня не интересовало ничего, кроме моря и пляжа. Только погреться на солнце, которое у нас на Урале стало дефицитным, и накупать ребенка, как программа-максимум - научить ребенка плавать. Поэтому с легкостью, махнув рукой на Сочи, который на Олимпиаде за месяц мы облазили от и до, обосновались в нашей деревне.

Небуг - это очень маленькая деревня в тихой и уютной бухточке. Народу немного, цены нормальные, есть дельфинарий и аквапарк, пляжи, как и почти везде в этих местах, галечные. Даже оказалось, что у нас есть классная достопримечательность - мыс Киселёва, где снималась рыбалка в фильме «Бриллиантовая рука».

Подходит для очень тихого и семейного отдыха - много полиции и очень бдительные спасатели. Чувствуешь себя в безопасности и под присмотром. Есть несколько дискотек, не очень интересных. Как и везде, полно стандартных пляжных развлечений: банан, таблетки, парашют, водные лыжи, экскурсии и джиппинг. Много магазинов, сувенирных лавок, кафе, есть обычные продуктовые магазины и «Магнит», 2 банкомата, а также отделение Сбербанка в одном из санаториев. Говорят, когда-то в Небуге был каток, но вот уже несколько лет не работает. Повторюсь: Небуг подходит для очень тихого отдыха. Много семейных пар с детьми, молодёжи здесь будет скучно, но для отдыха с детьми до 5 лет - идеально.

В первые дни мы облазили все окрестности, накупались в море, навалялись на пляже, съездили на мыс Киселёва, покупались в открытом море, но тут и у нас стало штормить. Я уже упоминала, что спасатели у нас очень бдительные, их было довольно много и они смотрели в оба. Даже когда море было спокойное, мы заметили, что они следят за детьми, и если ребенок долго играет один (особенно если один заходит в воду), они подходят и спрашивают, где его родители. Потом ведут ребенка к родителям и читают лекцию о безопасности. Также строго следят за тем, чтобы маленькие дети были с надувными кругами или нарукавниками, следят, чтобы родители не тащили в море детей против их желания. Был там один мужчина, хотел дочь окунуть с головой на глубине. Дочь, лет трёх, визжала, боялась и вырывалась, а он, держа её на руках, заходил всё глубже и уговаривал, смеясь: «Да не бойся ты!» За этой картиной наблюдал весь пляж, в том числе и мать ребенка, снимая всё это на видео. Даже не по себе было: девочка визжала от ужаса. Спасатели догнали этого чудака и попросили выйти из воды, о чём-то долго беседовали с ним и его женой, в итоге мужик угомонился и больше не экспериментировал. Но что-то мне подсказывает: плавать эта девочка так и не научится, ближайшие лет 10 точно, пока не вырастет.

У нас Егор тоже не хотел заходить в море, тем более на руках у меня или Саши, но по колено забегал охотно. На ребенка мы надевали нарукавники, всегда были рядом, и спасатели нас не беспокоили. В бдительности наших спасателей мы убедились, когда ездили в соседнее село Ольгинка в аквапарк. Там на пляже была хорошая волна, спасатели не пускали детей купаться, обходили родителей, рассказывали об опасной волне и просили не подходить с детьми ближе чем на 2 метра, приводили примеры и делали замечания. Конечно, не всем нравились такие внимательные стражи порядка, но, с другой стороны, мы чувствовали себя в полной безопасности, а это всегда приятно. В Ольгинке царил дух демократии: за всё время, проведенное на пляже, мы не увидели ни одного спасателя, люди (и дети! даже маленькие дети! даже без надувных средств!) резвились в прибое, несмотря на то что волна была довольно сильная, 2-3 балла. А мы в Ольгинку приехали в аквапарк, в своём селе мы уже ходили в аквапарк, а ольгинский нам расхвалили местные. Аквапарк в Небуге больше по площади, там есть подобие пенной вечеринки для детей, большой детский городок, несколько кафе. Ольгинский поменьше и подешевле. Но вообще они оба нам понравились.

В Небуге мы ходили в  дельфинарий, как выяснилось, это самый первый дельфинарий на побережье, открытый в 90-х, популярный не только у туристов, но и у местного населения. Выступают морж, морской котик, белухи и дельфины-афалины. Дельфинов зовут Гоша и Петрович. Я даже решила, что ослышалась, но потом тренер снова назвал его Петровичем.

Многие развлечения и экскурсии для детей до 5 лет бесплатны, но именно те, которые детям до 5 лет не очень-то интересны. Экскурсия на мыс Киселева с купанием в открытом море и дегустацией местных вин стоит 800 рублей с человека, детям до 5 лет бесплатно, но им там практически нечего делать, если только на яхте кататься, по незнакомому берегу бегать и лимонадом угощаться. Джиппинг для детей до 5 лет тоже бесплатное развлечение.

Вот таким, очень тихим и спокойным, для нас оказался отдых: море, пляж, кафе, аквапарки и прогулки.

А сейчас попытаюсь посчитать сколько денег мы потратили. До написания этой статьи мы не считали точно, предполагали, что около 70 тысяч рублей. Сейчас проверю, так ли это.

5 дней пути (3 туда и 2 обратно) и 11 дней на юге.

1. Дорога (туда и обратно!):

- бензин 5 900 + 5 900 = 11 800;

- еда в дороге - порядка 4 000 (мы завтракали, вечером плотно ужинали, днём пили кофе, перекусывали снеками или фруктами);

- ночлег и стоянка в дороге: 1 200 + 100 × 3 = 1 500;

- в Волгограде – 1 500 (экскурсия, посещение музея, перекус, сувениры);

11 800 + 4 000 + 1 500 + 1 500 = 19 000

2. Жильё.

Сочи – 500, Лазаревское – 500, Небуг – 1 000 × 9 = 9 000

3. Питание.

Мы плотно завтракали, днём или перекусывали фруктами, сладостями, вечером хорошо ужинали. Дома мы абсолютно не готовили, хотя у нас была плита, кое-какая посуда и холодильник, но мы почти не были дома, да и готовить было откровенно лень.

Завтрак выходил у нас от 400 до 600 рублей на троих (в зависимости от кафе и, конечно, заказов).

Возьмём среднюю цену завтрака:

500 × 12 = 6 000

Днём на перекусы мы тратили 500-700 рублей (фрукты, вода, сок, мороженое, чурчхела, сувлаки, шаурма и т.д.). Возьмём среднюю стоимость:

600 × 12 = 7 200

Ужинали мы обычно долго и вкусно, часто в хороших ресторанах, что значительно дороже кафе. Ужин нам обходился от 1 000. Здесь тяжелее всего считать, т.к. несколько раз мы ужинали с шашлыком и всем, что есть в гриль-меню, поэтому суммы значительно превышали 2 000.

Возьмём средний ужин по 1500:

1500 × 12 = 18 000

Итак, на еду мы потратили

6 000 + 7 200 + 18 000 = 31 200

4. Развлечения.

На развлечения мы тратили от 500 до 2 000 в день. Это сложнее всего подсчитать.

Аквапарки: 1 000 × 2 + 600 = 2 600;

600 ×  2 = 1 200;

Дельфинарий: 500 × 2 = 1 000

Экскурсия: 800 × 2 = 1 600

Детская комната: 150 × 4 = 600

Аттракционы и т.д. - около 3 000 за всё время.

2 600 + 1 200 + 1 000 + 1 600 + 600 + 3 000 = 10 000

Подводим итог:

19 000 (дорога) + 10 000 (жильё) + 31 200 (еда) + 10 000 (развлечения) = 70 200 рублей.