С развитием информационных технологий присутствие бизнеса в интернете стало обязательным. Если предприниматель не продвигает свой продукт в сети, он не сможет привлечь потенциальных потребителей и останется за бортом. Благодаря таким IT-компаниям, как «Студия Батюкова» из Нижнего Тагила, которая специализируется на разработке мобильных приложений, сайтов, интернет-магазинов, оптимизации, интеграции, CRM & CMS и других продуктах для бизнеса, пользователи получают свои товары и услуги, а коммерсанты — прибыль.
В рамках совместного проекта «PRO бизнес IT-технологии» Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП) и АН «Между строк» мы поговорили с гендиректором студии Евгением Батюковым о том, как построить успешный IT-бизнес в провинциальном городе, создавать свой уникальный продукт и, будучи небольшой компанией, работать с крупными игроками рынка.
Евгений ещё подростком, играя в компьютерные игры, начал осваивать навыки программирования. Например, писал скрипты для ботов, с помощью которых можно было заработать игровую валюту, а потом перевести её через WebMoney в реальные деньги. Такую выручку начинающий программист тратил на развлечения.
«Когда я поступил в УрФУ, у меня уже были первые заказы на разработку. Летом, перед учебным годом, я пошёл зарабатывать себе на ноутбук в салон оптики “Очки для Вас”. Сначала думал, что обычным менеджером по продажам пойду. Но мне повезло: одна из руководителей предложила создать для компании интернет-магазин, объяснив при этом, что за два летних месяца я не заработаю на компьютер, будучи менеджером без опыта работы. Вот так за лето я заработал себе на ноутбук», — вспоминает создатель IT-компании «Студия Батюкова».
Взяв обязательства перед заказчиком, студент начал осваивать новые грани программирования и сидел за работой по 10–16 часов. С заказом Евгений справился, получил хорошие отзывы, и его стали рекомендовать предпринимателям Нижнего Тагила, которым был необходим новый сайт. Количество заказов стало расти, и Евгений решил, что пора создавать собственную компанию. В 2015 году ребята арендовали свой первый офис.
«Мы арендовали офис за копейки. Место находилось на территории ночного клуба Drebezgi, и, по сути, это была обычная каморка без окон и дверей», — вспоминает Евгений.
Так, в соседстве с ночным клубом, начала свой путь IT-компания «Студия Батюкова», которая на протяжении почти 10 лет создаёт цифровые продукты для состоявшихся компаний и стартапов.
Первым крупным клиентом студии стала фирма «66шин», которой нужен был удобный и простой в использовании интернет-магазин и гибкая система внутреннего управления и учёта. Со временем объёмы работ стали расти, а вместе с ними и компания. В числе запомнившихся проектов Евгений называет разработку подарков клиентам «РЛМ Групп» и апгрейд сайта «Мир приключений», создание фирменного стиля, сайта и CRM для московской школы концептуальной стрижки «Деметриус».
Отдельно он отмечает создание приложения для путешествий компании Ruway, главной фишкой которой считается автомобильный туризм.
Бизнес «Студии Батюкова» стремительно рос, когда разразилась пандемия и часть клиентов ушла. Например, из-за ковидных ограничений не смогли продолжать работу над сайтом крупные организаторы массовых мероприятий в России и Казахстане.
«В первые несколько месяцев мы потеряли почти 70% наших заказчиков. Ведь сайт или интернет-магазин — это развитие и инвестиция в будущее. А зачем тебе инвестировать в будущее, когда нужно выживать здесь и сейчас», — делится Евгений.
Тем не менее удалось преодолеть сложный период и снова выйти на траекторию развития. Вскоре встал вопрос о расширении штата. Как и в любой сфере бизнеса, руководитель должен чётко определять «своих» людей. Евгений считает, что важнейший навык любого сотрудника — это умение общаться и грамотно выстраивать коммуникацию между людьми. Это даже важнее технической составляющей.
«Техническая часть должна быть хорошей. Не отличной, не превосходной, а именно хорошей. Этого достаточно для покрытия 95% задач. Потому что супержёсткие технари требуются на суперсложные работы. Тогда, конечно, можно стерпеть любой характер. Но таких задач очень мало. А в остальных случаях необходим хороший разработчик, умеющий общаться и принимать критику», — считает Евгений Батюков.
Студия базируется в Нижнем Тагиле и, по словам гендиректора, не планирует менять локацию на более крупный город. Он считает, что сегодня в IT место, где вы находитесь, не так важно, а если все сотрудники компании живут в Нижнем Тагиле, то зачем переезжать. При этом он не признаёт удалёнку: весь персонал работает в офисе.
«Я считаю себя патриотом города. Мне нравится развивать бизнес в Нижнем Тагиле. Это возможно! При этом работать со столичными и зарубежными компаниями и не тратить много времени и сил на перемещения и встречи», — говорит Евгений.
В «Студии Батюкова» молодой коллектив, сегодня здесь трудятся 25 человек, в основном это ребята до 30 лет. В офисе есть коллекции постеров аниме над столами сотрудников, настольные игры, винтажный проигрыватель винила, доски для записи идей, кресла-мешки и много чего ещё. Здесь чувствуется атмосфера уюта и творчества.
В сфере IT много молодёжи, и некоторые, по словам Евгения, приходят в профессию ещё до учёбы в институте. Если подросток воспринимает деятельность как хобби, то к 30 годам из него вырастет суперпрофессионал.
«Сегодня уже 14-летние подростки осваивают программы, на которых работают мои разработчики. Поэтому замечать таких людей нужно как можно раньше. Ведь до сих пор в школах и универах многих талантливых ребят не замечают, не помогают им раскрыться. И они, в свою очередь, могут не реализовать свой потенциал. Мы делаем ставку на молодые таланты и помогаем им, это приносит конкретные плоды», — рассказывает Евгений.
«Студия Батюкова» заинтересована в обучении молодых специалистов, если видит необходимый потенциал в кандидате на должность.
«Я пришёл сюда, когда мне было 17 лет. Учился в торгово-экономическом колледже, и педагоги рассказали про студию. После того как я выполнил тестовое задание, меня взяли на испытательный срок. Я сразу попал на сложный и интересный проект», — рассказывает Александр Привалов, frontend-разработчик «Студии Батюкова».
Татьяна Новикова, которая выполняет функции операционного директора, говорит, что компании прежде всего интересны люди, а после — уже само содержание работы.
«У нас довольно молодой коллектив, поэтому есть вечные шутки по поводу тех, кто родился в 90-х. Например, нашему директору ребята дарят разные смешные шапки, которые носили в те времена. Остальные — из 2000-х. Это влияет на всё: юмор, взгляды, темы для обсуждений. Сам коллектив дружный, всегда стараемся поддерживать друг друга в сложных ситуациях. Я бы даже сказала, что это на уровне философии компании: в обязанности тимлида входит поддерживать младших коллег. Но даже и без напутствий все стараются подбадривать друг друга и помогать. И это то, что в первую очередь нам прививает Евгений», — рассказывает Татьяна.
По её словам, многообразие задач, с которыми они сталкиваются в работе, помогает узнать много нового и постоянно обучаться. Ведь клиенты могут быть совершенно разные. Одному необходим продукт управления недвижимостью, другому — SEO-продвижение спецтехники.
В 2022 году Евгений Батюков стал победителем конкурса «Предприниматель года» по Горнозаводскому управленческому округу в номинации «Информационные и IT-технологии». В 2024 году «Студия Батюкова» продолжает сотрудничать со многими российскими компаниями. В частности, выступает в роли субподрядчика на проектах «Газпрома» и «Росатома». Для тагильских компаний, таких как «Союз Металл», «Финист» и «Арт Паула», разрабатывает разные продукты: интернет-магазины, CRM-системы, сайты, мобильные приложения.
Сейчас студия работает над собственным продуктом — конструктором интернет-магазинов. По словам Евгения, программа будет отечественным аналогом иностранной платформы Shopify.
«Мы активно работаем над нашим брендом и расширяем штат сотрудников, чтобы быть конкурентоспособными на постоянно растущем рынке», — делится Евгений Батюков.
Агентство новостей «Между строк» и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП) решили помочь компаниям региона, которые занимаются IT-технологиями. Поэтому мы продолжаем специальный медиапроект «PRO бизнес». С его помощью предприниматели смогут рассказать большой аудитории о своих компаниях, создаваемых ими продуктах и услугах в сфере IT и привлечь новых клиентов.
Участниками спецпроекта могут стать юрлица и предприниматели, зарегистрированные как ИП. Свои заявки присылайте на почту probusiness@mstrok.ru. В письме в свободной форме коротко расскажите о вашей компании: как долго работаете на рынке IT, наиболее интересные реализованные проекты, в чём ваши конкурентные преимущества. Также вы можете прикрепить фото и видео.
Вместе с представителями СОФПП редакция АН «Между строк» выберет самые интересные истории и сделает большие репортажи, которые мы опубликуем в специальном разделе «PRO бизнес IT». Проект реализуется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».