Виновный в смерти 15-летнего Данила Харченко должен выплатить его родным 2 млн рублей

Родители погибшего Данила Харченко, которого 21 января этого года в центре Нижнего Тагила на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Первомайской сбил Hyundai Santa Fe, в Тагилстроевском суде встретились с адвокатом виновника аварии. Сам 21-летний водитель на заседание не пришёл.

«Для него это психологическая травма, и он воспользовался своим правом. От имени семьи Наймушиных я ещё раз извиняюсь. Он понёс наказание не меньше, чем вы», - обратилась к родителям погибшего адвокат виновника аварии Елена Уткина.

Вероятно, так было легче и самим родителям. Ведь, помимо подробностей трагедии, им в суде, где рассматривается иск о взыскании с виновника случившегося компенсации морального вреда, нужно было описать и свои страдания.

«Как я могу описать своё состояние. Мы остались без жизни, - едва сдерживая слёзы, говорила суду Оксана Харченко. – Пусто в доме и пусто в душе. Мы с мужем обращались к психотерапевту, всё время успокоительные эти, таблетки. Беспросветно всё».

«Душа разрывается, надо заглянуть вовнутрь, чтобы это понять, - добавил  Дмитрий Харченко. - Он был на равных со мной, во всём помогал. Был спортивный, пел, танцевал…».

Их сын умер 25 марта в областной клинической больнице. Судя по результатам нескольких судебно-медицинских экспертиз, шансов на спасение не было. Расследование уголовного дела по п.3 статьи 264 УК РФ ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека") было прекращено в мае 2015 года в связи с амнистией к 70-летию Победы. В гражданском иске родители Данила Харченко просят суд взыскать с виновника аварии 6 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда и 300 тысяч – возмещение материального ущерба, оплаты похоронно-поминальных мероприятий. После вопроса судьи, есть ли у ответчика ценное имущество, оказалось, что платить ему пока нечем. 

«Машина сейчас находится в залоге у банка. Есть единственная квартира, где они и проживают с матерью. Отец погиб в ДТП. Ответчик - студент двух вузов, сам дохода не имеет. Он специалист по компьютерным технологиям, хотел устроиться в "Безопасный город", но организацию посетили истцы, и его туда не взяли. Куда бы он ни пытался устроиться, приходят родители Харченко, и после этого его никуда не берут», - заявила адвокат ответчика.

«Ну это же бред! – возмутились родители Данила на абсурдное обвинение. - Каким образом мы могли узнавать, куда он там собирается устраиваться, следили мы за ним что ли?»

Адвокату истцов тоже было что сказать представителю ответчика на уверения, будто денег у него нет.

«На счёт средств семьи - это очень субъективное мнение. Нам известно, что семья очень состоятельная, у матери несколько магазинов, несколько транспортных средств».

«Он из своих средств будет платить, будет трудоустраиваться, - парировала адвокат Уткина. - А то, что мама состоятельный человек, это ни о чём не говорит. Выплачивать должен сам ответчик».

Рассказали истцы судье и о том, что возмущает их все последние месяцы: водитель, номера машины которого они запомнили уже на всю жизнь, продолжает гонять по городу, продолжает нарушать ПДД.

«В день аварии он, стоя передо мной на коленях, клялся, что не сядет больше за руль. А мы с мужем видели, как он недавно у "КИТа" пронёсся на скорости не меньше 100 км/ч», - рассказала Оксана Харченко.

«Было сказано представителем ответчика, что у него сломана жизнь, но он сейчас живёт! Живёт и, более того, чувствует свою безнаказанность и вседозволенность, - поддержал тему адвокат семьи Харченко. - Нами приобщены к делу доказательства, что и после аварии ответчик продолжал нарушать ПДД, только за этот промежуток времени он трижды превышал скорость. Ему подфартило – он попал под амнистию. И продолжает ездить, где гарантия, что он с такими нарушениями ПДД не собьёт ещё кого-нибудь?»

Из всей заявленной в иске суммы в 300 тысяч рублей на возмещение материального ущерба ответчик согласился выплатить 111 тысяч. Ни за бензин, который каждый день покупала для поездок к сыну в Екатеринбург семья Харченко, ни за поминальные обеды платить был не согласен. Размер компенсации морального вреда оставил на усмотрение судьи.

«Моральный вред должен быть взыскан разумно. Должно быть учтено, что преступление относится к категории "неосторожных". Это ДТП – первое в его жизни, у него на тот момент было два года водительского стажа. Да, подфартило, но это не значит, что он не понёс наказание», - пояснила адвокат Елена Уткина.

Выслушал судья и свидетелей со стороны истцов, поддержать семью Харченко пришли многие. В их числе и Людмила Королёва, руководитель вокально-эстрадной студии "Ералаш", где занимался Данил Харченко.  

«Им очень хотелось проживать с ребёнком все этапы его жизни, - рассказала Людмила Королёва. - Я сама мама, но ни на секунду уровень их горя не могу применить к себе. Все дети нашей студии объединились в тот трагический момент, заказали молебен в церкви, все пошли молиться, мы все молились, надежда была до конца - пусть хоть какой, но живой. Я помню фразу папы Димы: "Чем старше он становится, тем интереснее нам жить". Я подозреваю, что они до сих пор не отпустили своего сына».

 «Зайдёшь в комнату к Данилу - там повсюду успокоительные, - говорит подруга семьи Харченко Елена Волкова. - Чтобы они могли просто вставать утром, они вынуждены были пить успокоительные и обращаться к психотерапевту, чтобы принимать уже более сильные препараты. Невыносимая боль, это критическое состояние, это состояние полного физического бессилия…»

Представитель районной прокуратуры полностью поддержала требования истцов, назвав их законными и обоснованными. По решению судьи Дмитрия Самохвалова, виновник трагедии должен выплатить семье погибшего подростка более двух миллионов рублей. Из них компенсация морального вреда маме Данила Харченко составит 1 млн рублей и папе - 900 тысяч. Помимо этого ещё порядка 130 тысяч рублей – возмещение потраченных средств на похоронные мероприятия и судебные расходы.

Агентство новостей «Между строк»