Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области потребовало от администрации Нижнего Тагила узаконить рынок наружной рекламы города. В вынесенном предупреждении ведомство указывает, что в передаче мэрией рекламных конструкций Агентству рекламно-информационного содействия (АРИС) выявлены признаки нарушения закона о конкуренции. Часть 3 статьи 15 закона «О защите конкуренции» запрещает совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
«В связи с наличием в действиях (бездействии) администрации города Нижний Тагил, выразившихся в принятии постановлений о передаче МАУ “АРИС”, наделённому функциями и полномочиями органа местного самоуправления и осуществляющему деятельность, приносящую доход, признаков нарушения ФЗ “О защите конкуренции” Свердловское УФАС предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путём принятия всех зависящих от органа местного самоуправления мер по прекращению совмещения указанных функций либо прекращению осуществления МАУ “АРИС” деятельности, приносящей доход, в срок до 15 июня 2017 года», – говорится в предупреждении УФАС по Свердловской области.
Мэрия Нижнего Тагила обязана сообщить о выполнении предупреждения в срок до 18 июня.
Собирается ли администрация Нижнего Тагила исполнять требование УФАС и изъять рекламные конструкции из управления АРИСа или будет обжаловать решение ведомства в суде, АН «Между строк» выяснить не удалось: пресс-секретарь мэрии Галина Кобяк и куратор рынка наружной рекламы Андрей Ленда не отвечали на звонки журналиста.
Напомним, в феврале 2017 года Ленинская прокуратура Нижнего Тагила провела проверку по материалам АН «Между строк» о нарушениях администрацией города в сфере наружной рекламы. Инициатором проверки по сообщениям СМИ стали депутаты Нижнетагильской гордумы. Надзорный орган при поддержке ФСБ произвёл выемку части документов АРИСа. Как выяснилось, в 2015-2016 годах АРИС заключил договоры «на размещение и распространение рекламы» с компаниями ООО «Креатив», ООО «Развитие» и ООО «Гэллери Сервис».
«Договоры заключены в обход требований законодательства о рекламе, о защите конкуренции по проведению торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции», – говорилось в ответе Ленинской прокуратуры по результатам проверки.
Договоры с компаниями заключены АРИСом сроком на 10 лет без проведения конкурсных процедур, которые должно было провести управление муниципального имущества, а не муниципальное автономное учреждение. При этом цены в контрактах указаны «договорные», их экономическое обоснование и методики расчёта отсутствуют. О нарушении законов о рекламе и конкуренции знали несколько сотрудников администрации, согласовавших прейскурант АРИСа.
АН «Между строк» неоднократно писало, что рынок наружки Нижнего Тагила делят два крупных игрока – агентства «Ником Реклама» и Gallery. Несмотря на критику чиновников финансово-экономического блока администрации, депутатов гордумы и СМИ, куратор рекламного рынка Андрей Ленда долгое время уходил от ответа на закономерные вопросы: на каком основании данные фирмы размещают сотни билбордов и почему бюджет не получает от этого доход. «Ником Реклама» и Gallery монополизировали рекламный рынок ещё во времена мэрства Николая Диденко. Последние разрешения на установку щитов истекли ещё в 2012 году, примерно в это же время поменялось законодательство, в связи с чем городские рекламные места должны были быть разыграны на открытом аукционе. После избрания мэром Сергея Носова управление муниципального имущества (УМИ) в 2013 году начало подготовку к конкурсам, но ни в этом, ни в последующих годах аукционы на аренду муниципальной земли для размещения конструкций так и не были объявлены. Вместо этого с 2015 года «Ником Реклама», а затем и другие фирмы начали безвозмездно передавать щиты в собственность города. УМИ должно было конструкции демонтировать и разыграть землю на аукционах, но не сделало этого и передало билборды в оперативное управление уже созданному к тому моменту АРИСу. «Ником Реклама», Gallery и ещё несколько маленьких компаний продолжили пользоваться щитами, зарабатывая на этом десятки миллионов рублей. Бюджет города не получал от них ни копейки, а характер договорных отношений между рекламными фирмами и АРИСом держался в секрете даже от депутатов гордумы.
Агентство новостей «Между строк»