«Себя нужно уметь баловать». Как Нижний Тагил осваивает популярный гастрономический отдых

«Себя нужно уметь баловать». Как Нижний Тагил осваивает популярный гастрономический отдых

Яркий тренд рабочего города – гастрономические мастер-классы и дегустации. В соцсетях тагильчан всё больше предложений для тех, кто хочет разбираться в винах, научиться готовить настоящую итальянскую пиццу, выпекать капкейки и жарить стейки. И море фотографий, на которых радостные люди в фартуках, в муке, с ножами или бокалами что-то сами готовят и сами съедают. Сколько тагильчане готовы платить за такой отдых и сколько зарабатывают на этом организаторы? И почему Тагил ещё не вполне готов к такому роду развлечений? Об этом мы поговорили с четырьмя хозяйками нестандартного бизнеса.

Анна Мамонтова, студия кулинарных мастер-классов «Кухня № 1»

Как в кулинарном шоу

В  2015 году мы первые в Нижнем Тагиле организовали досуг нового формата – кулинарную студию мастер-классов. На первом мастер-классе ещё не знали, какую сумму нужно брать с людей и сколько они готовы потратить на участие в таком мероприятии. Поэтому денег не хватило даже на затраты на продукты. Сейчас средний чек за три блюда составляет 550 рублей. Чтобы люди ходили регулярно, это нормальная сумма. Тагильчане пока не готовы тратить деньги на такой отдых.

Наша студия практически не приносит дохода. В других городах это работает, потому что там ценник выше. Например, в кулинарных студиях Екатеринбурга берут 1500 за приготовление под присмотром повара одного блюда. Также руководители кулинарных студий занимаются дополнительным бизнесом: продают продукты собственного производства, открывают кафе.  

Мы не ресторан, наша задача не накормить, а научить технологии приготовления классического блюда. Важно видеть ту текстуру, которая получается у повара, видеть его движения, понять, как блюдо должно выглядеть в процессе приготовления. Главный посыл – нести истинный вкус национальных продуктов. Можно ведь и блюдо грузинской кухни сделать без оригинальных соусов, специй, но ни один грузин не признает в нём грузинское блюдо.

Мы приглашаем поваров с колоссальным опытом. Они готовы делиться своими знаниями не только с профессионалами, но и с обычными людьми. Мы не используем профессиональное оборудование, а только самые обычные ножи, доски, посуду. Наша задача состоит в том, чтобы показать гостям, что они могут приготовить блюдо не хуже повара из соседнего ресторана. Причём теми инструментами и средствами, которые есть дома у каждой хозяйки.

Как-то одна девушка после мастер-класса призналась, что у неё возникло чувство, будто она приняла участие в кулинарном шоу. Кто-то идёт к нам и за этими новыми эмоциями. Мужчинам, кстати, не менее интересно, они тоже включаются в процесс, начинают спорить с поварами по поводу прожарки мяса.

Вкусные воспоминания

Сначала люди вообще не понимали, что мы им предлагаем. Некоторые просто разворачивались и уходили, когда видели фартуки на столе. Кому-то не хватает смелости взять в руки нож: это непростой психологический момент – готовить вместе с чужими людьми. Другие переживают, что сделают что-то не так, нарежут продукты криво. А мы только за – режьте, это же ваше творчество!

Мне кажется, такое времяпрепровождение интересно смелым, инициативным, общительным людям, которым хочется удивляться. После салата все уже становятся знакомыми, охотно рассказывают о себе, делятся смешными историями. А какие у нас дискуссии происходят, вы не представляете! Ведь на кухне разговор может зайти обо всём: о политике, о деньгах, об образовании.

Кажется, люди наконец осознали, что они не функция для своего ребёнка, ипотеки, кредита. Они помнят, что они живые, что у них есть желания, в том числе познания нового, интересного отдыха и приятных встреч с друзьями. Себя нужно уметь чем-то баловать.

К нам с мастер-классом приезжал испанец, который живёт в Лондоне. Он рассказал, что у них есть сервис наподобие нашего BlaBlaCar, только кулинарный. С его помощью люди приглашают незнакомых людей к себе домой на ужин. В Лондоне это нереально распространено. Для лондонцев сходить на кулинарный мастер-класс в выходной – обычное дело. Думаю, что и в нашем городе будущее за интеллектуальным отдыхом с познанием чего-то нового. Вы никогда не забудете, как лепили хачапури, какие люди были рядом с вами, о чём был разговор в тот момент.

Наталья Бабкина, кондитерская Bon Naty

Культ хорошего вкуса  

Первоначальная идея – создать кондитерскую европейского уровня непривычного для тагильчан формата, где можно приятно провести время и насладиться вкусом. Мы хотим учить наших горожан хорошему вкусу, потому что заведений в Тагиле, где подают правильную, качественную пищу из хороших, натуральных продуктов, очень-очень мало. Мы не используем усилители вкуса, никакие искусственные добавки, в наших рецептах только натуральные, дорогие, высококачественные ингредиенты. Мы работаем с настоящим бельгийским шоколадом, с итальянскими ореховыми пастами, берём только натуральные сливки. Перед тем как открыть кондитерскую, я прошла обучение в школе поваров в Италии с последующей практикой в итальянском ресторане у местных поваров.

В Тагиле мало развита индустрия гостеприимства. То, что у нас предлагается в ресторанах, – это еда очень низкого качества. Я уже молчу про изобилие кондитерских изделий, которые предлагают нам в супермаркетах и которые приготовлены не всегда из качественных продуктов. Сегодня на кондитерском рынке используют стабилизаторы, усилители вкуса, пальмовое масло, готовые смеси. На фоне всего этого мы хотели показать, что возможно готовить кондитерку из натуральных продуктов и создать спрос на неё в нашем городе.

Мы изначально понимали, что наша целевая аудитория – люди определённого достатка. А потому удивились, что очень активно проявляет себя молодёжь и творческая интеллигенция, которая привыкла к эстетическому восприятию жизни. Это люди более скромного достатка, они не могут себе позволить приходить к нам каждый день, но приходят раз в месяц и балуют себя.

Возрождение традиций

Мне кажется, у людей существует голод по впечатлениям, особенно теперь, когда появилась возможность выезжать заграницу. Людям надоел обычный отдых, они хотят расширять свой кругозор, свой мир. В этом смысле Тагил совсем небезнадёжный город, здесь очень много интересных людей. Думаю, со временем появится больше таких заведений и это даст развитие уже существующим.

Спрос на мастер-классы возник сам по себе. Когда наши гости узнают, что я носитель прямых рецептов из Италии, они просят научить их этому. К нам приходят семьями, очень популярно проведение семейных праздников в кругу друзей и родственников. Так в весёлой обстановке происходит популяризация хорошей кухни.

Моё детство прошло на кухне. Моя мама готовила, бабушка готовила. На нашей кухне всегда были пироги, пельмени, вареники, борщ, щи настаивали в русской печи. Русские женщины традиционно готовили из качественных деревенских продуктов. Я запомнила вкус этой настоящей русской кухни, и в последнее время мне стало этого не хватать.

Сейчас миром правит быстрая еда. Люди покупают курицу гриль, сосиски, колбаски. Традиционная готовка ушла на второй план. Может быть, эти мысли крутились у меня в голове, когда я создавала это предприятие, – вернуть любовь к готовке. Ведь это классно, когда всей семьёй можно субботним вечером приготовить простой вкусный ужин.

Татьяна Попова, сомелье, ресторатор

Досуг с бокалом  

В 2010-м мы открыли стейк-хаус «Грильяж» и начали делать первые винные дегустации. В вине я тогда разбиралась не очень, поэтому пригласила сомелье из Екатеринбурга Ивана Лазарева, очень знаменитую личность в винных кругах. Когда наш ресторан прекратил своё существование, появилось свободное время. Я прошла обучение в школе сомелье «Винтаж» Ивана Лазарева, а потом и в школе вина при ассоциации виноделов Севастополя. Так я стала сомелье.

В 2010 году дегустационные вечера проводились раз в месяц и это было очень востребовано. Получалось  атмосферно – с участием танцоров, музыкантов. В Тагиле тогда не было спроса на эту культуру, мы формировали его сами. В первое время у гостей было много вопросов. Мы много времени и энергии тратили на то, чтобы доносить до них информацию. Я и сейчас продолжаю рассказывать, почему не надо пить вино из Изабеллы, как отличить вино контролируемого места происхождения от столового, почему не бывает порошкового вина. Есть очень сильно распространённые мифы и заблуждения, о которых приходится говорить постоянно.

Мне кажется, все тренды имеют силу благодаря интернету: информация стала доступнее. Все эти идеи относительно мастер-классов, дегустаций, винных казино, которые мы делаем в Нижнем Тагиле, никому не принадлежат. Они витают в воздухе, кто-то где-то что-то увидел и начал делать. И в Тагил приходят все веяния, которые присутствуют в крупных городах.

Наши гости, часто выезжающие за рубеж, бывают в крупных европейских городах, в винодельческих странах. Они видят, насколько там культура похода в заведение отличается от того, что есть здесь. Возможно, поэтому винные дегустации пользуются спросом. Мы сообщаем о мероприятии в соцсетях, и через три-четыре дня мест уже нет.

Складывается определённый контингент гостей, которые ходят на каждую дегустацию, но про нас до сих пор знают немногие. И это нормально: мы не театр, не библиотека, не музей, мы не такого плана альтернативный досуг. У нас много аудитории, которая ещё не представляет, что это такое, зачем к нам надо идти и надо ли идти вообще.

Винные лайфхаки

Дегустации – удовольствие не только для людей с высоким достатком. Фишка в том, что, когда вы разбираетесь в вине, вы совершенно спокойно за условные 300 рублей можете купить очень хорошее вино. Но если вы в вине разбираетесь не очень хорошо, то, потратив полторы тысячи, можете получить результат, который вас совершенно не удовлетворит. Многие люди ходят на дегустацию, чтобы узнать какие-то лайфхаки и интересные штуки.

Наши дегустации носят информационный, развлекательный характер. Для того чтобы люди ответили себе на вопрос, какое вино им нравится. К нам приходят гости старше 30 лет, есть и совсем молодые, которым только исполнилось 18. Чаще всего их приводят родители, чтобы объяснить, что культура употребления вина – это целая философия, связанная с серьёзными знаниями географии, природоведения, иностранных языков, культуры. Родители уверены, что лучше 18-летнего ребёнка взять на дегустацию, чем он будет выпивать абы что, лишь бы получить состояние алкогольного опьянения. Возможно, эта культура увлечёт его настолько, что он захочет выучить итальянский и переедет в Италию делать вино.

Сейчас мы готовимся к открытию винного ресторана, в котором, разумеется, будем проводить винные дегустации. Также планируем открыть школу вина, в которой будем учить людей читать этикетки на бутылке, чтобы они могли выбрать вино. 

Анна Ягудина, развлекательный гастрономический клуб Just for fun

Против импортозамещения

Всю жизнь я люблю готовить. Сама ходила на мастер-классы, в Италии училась готовить пиццу, ризотто так, как итальянцы готовят их дома. Мне нравится экспериментировать с продуктами, сервировать стол, удивлять людей. До недавнего времени делала это в своё удовольствие, приглашала гостей на званые ужины. Друзья всегда хвалили, как вкусно, как красиво, и советовали открыть ресторан. Но ресторан – это очень затратно, поэтому я придумала развлекательный гастрономический клуб с винными дегустациями, с кулинарными мастер-классами.

Сложностей не было. Ремонт мы делали своими руками, муж сам собрал стол, сварил люстру. Вся посуда в основном из IKEA. Я сама придумываю, что готовить, приглашаю поваров и сомелье. Сегодня в тренде винные дегустации, а ещё бургеры, крафтовое пиво, стейки. Всё это мы готовим с нашими гостями.

Вход на мастер-класс всегда стоит по-разному, всё зависит от продуктов. Например, капкейки печём за 300 рублей, стейки готовим за 1200. Контингент приходит всегда разный. На стейки проходит много мужчин, на бургеры – молодёжь. Каждый выбирает то, что ему по душе.

Гастрономический отдых стал модным направлением, потому что это необычно. Люди не просто заказывают еду в ресторане, а расширяют кругозор, знакомятся. Это объединяет, раскрепощает людей. У нас всегда дружно, очень по-доброму, все общаются так, словно сто лет друг друга знают. Но Тагил немного не готов к такому отдыху. Некоторые негативно реагируют на то, что им предлагают прийти в обычную квартиру без вывески, без официантов. Но те, кто попробовал приготовить ужин в весёлой необычной обстановке, всегда уходят от нас с положительными эмоциями.

Реально ли на этом заработать, я не знаю. Пока не получается, работаем практически за идею. После мастер-класса допоздна перемываю гору посуды, но тут мы сами виноваты – не продумали момент с посудомойкой. Идей у меня очень много. Самая главная – нести клёвые продукты в массы. Я сотрудничаю с частными свердловскими сыроварнями и предлагаю их сыр на дегустациях своим гостям. Я хочу, чтобы у людей была возможность приобрести эти продукты, попробовать. С этим импортозамещением ничего толкового в магазинах нет.  

Агентство новостей «Между строк»

Записала Екатерина Баранова

Фото: соцсети