«Ресторан и магазин – две абсолютно разные вещи!»

Вступившее в силу несколько дней назад постановление администрации города № 2720 об установлении границ, запрещающих торговлю спиртными напитками, не на шутку взбудоражило многих местных предпринимателей. Начинают закрываться магазины, а кафе и рестораны – значительно терять в посещаемости. АН «Между строк» пообщалось с одним из самых пострадавших от нового постановления предпринимателей – Алексею Нургалееву пришлось прекратить подавать выпивку практически во всех ресторанах сети «Ем Сам».

– Алексей, как получилось, что ваши рестораны оказались под запретом?

– Постановление правительства РФ №1425 было издано еще в 2012 году. В нем говорится о том, что муниципалитетами должны быть определены границы от заведений учебных спортивных, военных, вокзалов и образовательных, где будет запрещена розничная реализация алкоголя. Вопрос встал остро именно сейчас, потому что постановление № 2720, подписанное Администрацией Нижнего Тагила, вступило в силу с 15 января.
Во-первых, оказалось, что как магазины, так и рестораны никак не разграничены друг от друга. Даже наоборот – объединены одним термином «стационарный торговый объект». При этом, общепит в вопросах торговли алкоголем уже давно ограничен. Незаконная продажа карается лишением лицензии, арестом имущества и другими санкциями. Получается, что новое постановление уже второй раз готово наказать нас за одно и то же.
Второй момент – по условиям работы, получения лицензии и т.п., у нас уже были определены границы от образовательных учреждений, которые составляли 50 метров по пешеходным дорожкам. А в итоговом тексте постановления границы были определены по прямым кратчайшим расстояниям, даже не пути, а именно расстояниям от дверей вышеуказанных социальных объектов до дверей места розничной продажи алкоголя.

– Почему вы не обратили внимания на эти вещи заранее, когда появилось только федеральное постановление?

– Мы были уверены до последнего момента, что общественное питание как-то учтут и обойдут стороной, ведь мы не являемся злостными нарушителями, даже наоборот: у нас есть и антиалкогольная реклама, и полное соблюдение условий лицензии. Да что скрывать, и высокая наценка на спиртное, доходящая порой и до 100%, тоже имеет свой эффект защиты – за такую цену не будут покупать себе выпивку социально-незащищенные слои населения.
Добавлю, что эти границы определялись 4 месяца, и собирались комиссии, на которых постоянно высказывались недовольные. Тогда нам говорили: мы все ваши замечания расскажем мэру, озвучим предложения на совещаниях с главой города, все учтем. Складывается впечатление, что это была просто «лапша на уши». Этими отговорками просто пытались как-то нас успокоить и снизить нашу протестную активность. Потому что как только постановление вступило в силу, нам сказали, что обратного пути уже нет. Еще за несколько дней до подписания нам говорили, что, скорее всего, работа над постановлением продолжится до мая 2014 года, но оказалось все по-другому.

– По поводу границ, вы как то уже обмолвились, что они были обозначены гораздо раньше.

– Когда мы открывались? Конечно! Алкогольную лицензию никто не отменял. И, соответственно, по тем правилам мы вполне подходили. Хочу заметить, что отдельностоящее здание на Карла Маркса, 23а – оно всю свою жизнь было общепитом и строилось именно как здание общественного питания. А сейчас получается, что оно в полном смысле этого слова общепитом быть и не может. Рестораном, как минимум. Уже на второй день отсутствия алкоголя появляются ситуации, когда люди в книге отзывов жалуются на ущемление своих прав. Мы, в свою очередь, можем лишь сослаться на постановление.
Обидно больше то всего, что наш ближайший сосед – Екатеринбург, поступил совершенно по-другому. Там границы определялись по пешеходным дорожкам и само расстояние границ – 25 метров. Сравните с нашими 85 метрами по прямой.

– Как, по-вашему, можно повлиять на ситуацию?

– Мое личное мнение, что розничную торговлю в магазинах и розничную торговлю в общепите нужно разделять – это две совершенно разные вещи. Соответственно, сейчас нужен пересмотр принципа определения границ и измерения расстояний. Возьмите то же правило пешеходных дорожек, к примеру. Либо необходимо сделать выделение общественного питания из этих границ, что мне кажется наиболее реальным на сегодняшний день. Это совершенно другая отрасль, и, если уж говорить про алкоголь, то гораздо безопаснее. Войти в положение таких предпринимателей, я думаю, можно.

– Как вообще границы были определены?

– Сами цифры – это непосредственное решение администрации. Лично я, конечно, люблю цифры, кратные пяти. И я не знаю, откуда взялись эти 54 метра, 77 метров и т.д. Целых 17 ресторанов и кафе, среди которых 3 моих,  вынуждены прекратить продажи алкоголя. Остальных спасли 1-2 метра. Кафе, например, может иметь общую стенку с образовательным учреждением, но от входа до входа больше 85 метров – и всё, продавайте «на здоровье». Получается, что кому-то повезло, а кому-то не очень.
Ближайший пример: ресторан Maxim-Art в Александровском пассаже. Границы от ближайшей автошколы задевают половину здания ТЦ, но не задевают вход в ресторан. Другой пример на Вагонке: ресторан «Ривьера». Прямо за спиной у них – детский садик, граница проходит по касательной к зданию; по соседству – зубной кабинет, до входа в ресторан не хватает 2-х метров. И таких случаев во всем городе не мало. Я уже не говорю про те кафе, которые странным образом вообще не оказались на картах.

– Если ничего не изменится, что вы будете делать? Существует ли вероятность закрытия?

– На сегодняшний день мы уже прекратили продажу алкоголя. Помимо того, что мы теряем в выручке, мы теряем и уровень лояльности наших клиентов, которые в вечернее время и в выходные дни вряд ли захотят проводить время в ресторане без алкоголя. Разрешать посещение ресторана со своим спиртным мы не можем, так как это запрещено правилами лицензирования.
Закрытие ресторанов – вполне реальная перспектива. Воплотится она в реальность или нет – будет известно позднее, когда мы выясним, насколько сильный удар это постановление нанесет по доходам. Мы сейчас уже наблюдаем недовольство сотрудников, которые понимают, что в ближайшее время их уровень зарплаты сократится, так как он частично зависит от выручки.

– Быть может, есть смысл обратиться в структуры, которые могут помочь в этой ситуации?

– Мы уже написали несколько писем: в управление по развитию потребительского рынка и в интернет-приемную главы города. Но пока что ответы не были получены. Еще один момент: мы не знаем, что нам делать с лицензиями, которые вопреки постановлению, по-прежнему действуют еще, как минимум до 2015 года.

– Разве лицензия не является решающим документом? Или все-таки муниципальное постановление имеет большую силу?

– Ни одно из постановлений: ни муниципальное, ни федеральное, никак пока не регламентирует вопрос работы по действующей лицензии. Мы ждем комментарии от министерства торговли РФ. Но если обращаться к законодательству 2011 года, когда впервые были внесены изменения в правила лицензирования, то там четко написано, что если появляются условия, по которым предприятие не имеет права осуществлять торговлю спиртными напитками, то в течение 30 дней мы должны эту лицензию закрыть. Скорей всего так и придется делать.

– Договориться с руководством автошкол, из-за которых у ваших ресторанов есть проблемы, не пытались?

– Мы встречались с директорами. Если говорить про Черноисточинское шоссе, там только автошкола, и переезжать они не собираются. Они собственники помещения и, кроме того, у них там учебный класс, перевозка которого вместе с перелицензированием обойдется в круглую сумму. На Карла Маркса ситуация сложнее, там не только автошкола, но и филиал ВУЗа. Хотя опять же, если бы измерение велось по пешеходным дорожкам, то мы бы не попали в их границы.

– Получается, что к этим новым правилам вы относитесь крайне негативно?

– Само постановление, оно, в принципе, разумно. Если брать именно розничную продажу алкоголя и не трогать общепит. Я, конечно, заинтересованное лицо, но тем не менее. В этом постановлении есть смысл, и, подписывая его, наш мэр был прав. Но в связи с его особой занятостью, я думаю, и с отсутствием обратной связи с предпринимателями, которой он не получил по неизвестной мне причине, глава города даже и не задумывался и не видел смысла как-то пересматривать документ. Ведь, в целом, постановление логичное.

 

Мнение по теме. Вячеслав Малых, депутат Нижнетагильской городской думы:

– Я, наверно, выражу общее мнение фразой: «Люди не умеют ходить сквозь дома». Принцип циркуля, который применялся при создании документа, лишен разумной логики. Вероятно, руководствоваться ей было просто некогда. Насколько мне известно, постановление Администрации Нижнего Тагила №2720 оформлялось второпях, так как появиться оно должно было еще в июне 2013 года. Но с этим затянули, и документ увидел свет только 14 ноября.
Когда еще шло обсуждение этого документа, я с коллегами предлагал профильным комиссиям не изобретать велосипед, а воспользоваться опытом Екатеринбурга, где аналогичный документ не вызвал такого резонанса. Там от всех социальных объектов отмерено 25 метров, и те считаются не по радиусу, а по пешеходным дорожкам.
Другой причиной появившихся проблем  стало само постановление Правительства РФ, которое является основой муниципального подзаконного акта. Документ имеет достаточно много недоработок и ограничивается общими фразами. В частности, постановление определяет лишь «стационарный торговый объект» никак не разделяя его, например, на магазины и точки общепита. Из-за этого и пострадали как рестораны, так и их посетители.
Думаю, что этот вопрос еще нельзя считать закрытым. Предпринимателям необходимо добиваться пересмотра документа. Я знаю достаточно примеров, когда общественность поднималась, и это производило эффект – постановления пересматривались.