Гендиректор корпорации «Уралвагонзавод», которая в конце 2016 года была передана «Ростеху», признался в интервью «Коммерсанту» в том, что сейчас на предприятии действительно сложная финансовая ситуация.
«Если бы мы стартовали с нуля, то была бы одна история, а мы стартуем… Я не хочу сказать, со дна океана, это уж совсем было бы печально. Но точно мы находимся под водой. Видимо, надо сначала всплыть, зафиксироваться, а дальше уже подниматься в небеса», – сказал Александр Потапов.
У «Уралвагонзавода», отметил Потапов, накопилось множество обязательств перед кредиторами. Сейчас вся рентабельность, которая имеется у предприятия, идёт на обслуживание кредитного портфеля.
В ноябре корпорация подписала мировое соглашение с «Альфа-банком». Два года назад финансовая структура сообщала, что общая сумма долга предприятий, водящих в «Уралвагонзавод», составляет более 10,5 млрд рублей и 72,2 млн долларов, просроченная задолженность – 3,4 млрд рублей.
«Не решив этот вопрос – какими бы мы ни обладали супервозможностями, – искать выход из ситуации будем долго. Поэтому было принято решение о начале переговоров с крупными банками (Сбербанк, ВТБ) на предмет снижения существующей процентной ставки», – подчеркнул гендиректор УВЗ, отметив, что в дальнейшем предприятие также планирует «растянуть сроки» погашения кредитов.
Чтобы поправить финансовое положение, корпорация намерена повысить рентабельность контрактов от Минобороны и сосредоточиться на выпуске гражданской продукции. УВЗ будет стремиться достичь соотношения 50:50 по выпуску гражданской и военной продукции (сейчас 30:70 соответственно). В планах корпорации – поставлять трамваи для городов, спецтехнику для МЧС и «Газпрома». Также УВЗ рассчитывает заниматься ремонтом техники.
«У нас по военной тематике формируется полный жизненный цикл, во время которого мы обеспечиваем и сервисное, и послепродажное обслуживание, поставку запчастей и т. д., аналогично должно быть и в гражданском секторе. Также новым и неосвоенным участком, в отличие от ВТС, я считаю экспортный рынок гражданской продукции: здесь просто отчасти недорабатывали, много хороших конкурентных предложений проходило мимо», – отметил Потапов.
В мае 2017 года в ряде СМИ появилась информация, что корпорация намерена сократить до пяти тысяч сотрудников. Гендиректор УВЗ в интервью «Коммерсанту» признался, что уже уволил часть своих заместителей, но при этом пообещал, что рабочего персонала сокращения не коснутся. Между тем в июне почти двум тысячам сотрудников корпорации выдали направления на прохождение обязательного психиатрического освидетельствования. Тех, кто проверку не пройдёт, обещали отстранить от работы.
Накануне в редакцию РИА «Новый День» также поступила информация от анонимного источника о том, что группа работников оборонного сектора УВЗ может перекрыть трассу Екатеринбург – Тагил в день приезда президента на Средний Урал. Причина недовольства – неравномерные и сниженные выплаты заработной платы.
В крупнейшем социальном объекте корпорации ранее начались сокращения.
«Впоследствии рассмотрим выход из непрофильных проектов и ненужных активов, которые существуют. Были решения по покупке активов за рубежом, были вхождения в угольные проекты, было много чего ещё, может быть, и интересного, но для нас не являющегося профильным. Важно посчитать экономику, понять реальную себестоимость той продукции, которую ты выпускаешь, определить контракты, в том числе и действующие, которые для нас нерентабельны», – отметил Потапов.
Напомним, в конце декабря 2016 года 100% акций УВЗ указом президента России Владимира Путина были переданы в качестве имущественного взноса государства в госкорпорацию «Ростех». 2 марта стало известно, что бывший замглавы Минпромторга РФ Александр Потапов назначен новым гендиректором «Уралвагонзавода».
УВЗ основан в Нижнем Тагиле в 1931 году и представляет собой научно-производственную корпорацию, которая объединяет более 30 предприятий и НИИ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске и других городах. «Уралвагонзавод» выпускает военную продукцию (танки, машины разминирования, боевые ремонтно-эвакуационные и подобные машины), железнодорожную технику (вагоны, цистерны), дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику (погрузчики, экскаваторы, тракторы). Численность сотрудников Уралвагонзавода – около 28 тысяч человек. Выручка в 2016 году составила 93 млрд рублей, чистая прибыль – 1,5 млрд рублей.
Агентство новостей «Между строк»