Труппа муниципального Молодёжного театра и руководство учреждения ждут конца месяца. 30 декабря заканчивается контракт тагильской мэрии с директором театра Юлией Журавлёвой. Будет он продлён или расторгнут, не знает ни одна сторона конфликта, который длится почти два года между Журавлёвой и художественным руководителем Владимиром Вейде.
«Я сама уже была готова отсюда уйти, но начальство меня отговорило, – говорит Юлия Журавлёва. – Если со мной не продлят контракт, то я буду только благодарна управлению культуры, потому что я уже устала кому-то что-то доказывать. Если предложат остаться, то соглашусь, так как в этом коллективе есть люди, которые меня поддерживают и на меня надеются».
Сложные деловые взаимоотношения двух начальников разделили сотрудников ММТ на два противоборствующих лагеря. Несмотря на то, что театр продолжает ставить спектакли, обе стороны признают: обстановка внутри коллектива накалена до предела.
По словам Журавлёвой, точкой отсчёта в противостоянии дирекции и актёрского состава можно считать март 2015 года, когда по инициативе управления культуры администрации Нижнего Тагила был принят новый устав театра. Согласно документу, все полномочия в финансовой и кадровой сфере перешли от худрука к директору, что, естественно, не понравилось Вейде. Не желая мириться со сложившейся ситуацией, актёры во главе с бессменным художественным руководителем вступили в открытый конфликт с новым директором.
В конце прошлого года артисты написали письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому и председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину, в котором заявили, что Журавлёва постоянно вмешивается в творческий процесс и вносит разлад в коллектив. Через год похожее письмо, но уже от председателя первичной профсоюзной организации московского Независимого профсоюза актёров театра и кино Дмитрия Татаринова было направлено министру культуры Свердловской области Светлане Учайкиной.
«Директор театра, не понимая в театре ничего, полностью, при поддержке управления культуры подмяла под себя полномочия художественного руководителя. Теперь директор распределяет артистов на роли в спектаклях, определяет репертуар театра, распределяет премию творческого персонала и т.д. Прошу Вас вмешаться в данную ситуацию и навести элементарный порядок!» – пишет актёр.
Начальник управления культуры городской мэрии Светлана Юрчишина пояснила, что изменение устава связано с приведением всех муниципальных театров «к общему знаменателю», когда все административные полномочия находятся в руках у директора.
«Здесь вопрос этического характера. Владимир Давыдович [Вейде] был одним из первых инициаторов создания Молодёжного театра и долгое время был у его руля. Но я тут вижу конфликт отцов и детей, – говорит чиновница. – Мы живём в современном мире, и, может быть, наше поколение не готово принять современные законы. Моё мнение, что Владимир Давыдович обиделся на то, что мы его юридически лишили каких-то прав, но он ошибается. Если у сотрудников театра есть претензии, то они могут обратиться в соответствующие инстанции. У меня, как у начальника, претензий к работе Юлии Сергеевны [Журавлёвой] никаких нет».
Действующий контракт у Журавлёвой истекает 30 декабря, но продлевать его в управлении культуры не торопятся.
«Вопрос о продлении контракта с Юлией Сергеевной рассматривается. Окончательное решение ещё не принято», – пояснила Юрчишина.
На этой неделе в адрес начальника управления культуры Светланы Юрчишиной за подписью 28 сотрудников театра (из 52. – Прим. ред.) отправлено письмо с просьбой защитить Журавлёву от нападок актёрского состава.
Заслуженный артист России Владимир Вейде в телефонной беседе с журналистом АН «Между строк» в крайне резкой форме высказался в адрес директора театра и лояльных к ней сотрудников.
«Когда Журавлёва только пришла в театр, то я сразу сказал, что я работать с ней не буду, – говорит худрук. – Эта ситуация – моя боль, когда ты воспитываешь ребёнка 24 года, а последние два года ребёнок с катушек съехал, причём без моей помощи. Это не конфликт, а отстаивание своей позиции. Зачем мне с ними конфликтовать, кто они такие, что они создали? Если Журавлёву снимут, то всё поменяется. На это место ещё не скоро найдут человека. Да и зачем мне в маленьком театре вообще нужен директор? Обслуга в театре стала главной – вот что сделала Журавлёва. Если её оставят, то я буду искать спонсора, выкуплю спектакли, заберу актёров и создам новый театр. Мне не привыкать. Я и такой вариант тоже рассматриваю».
Агентство новостей «Между строк»