Культобзор: «Иосиф Бродский. Пилигрим»

Мои мечты и чувства в сотый раз

Идут к тебе дорогой пилигримов

В. Шекспир

В своей Нобелевской лекции И. А. Бродский сказал:

«Если искусство чему-то и учит (и художника  в первую голову), то именно частности человеческого существования… Оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, превращая его из общественного животного в личность».

Сам автор является одним из самых своеобразных поэтов русской и зарубежной литературы.

Бродский остро чувствует всю тяжесть и трагизм человеческой жизни. Необыкновенное чувство вызывает авторское прочтение его стихотворений, у зрителя то замирает, то вздрагивает сердце от протяжного голоса и горестной интонации.

Экспериментальный взгляд на многогранное творчество Иосифа Бродского представил творческий коллектив из Санкт-Петербурга «Vertumn» 15 ноября в Нижнетагильской филармонии.

От мастера осталось огромное количество интервью, диалоги, письма, публичные лекции, эссе и произведения. Живые беседы, споры и поэзию Бродского артисты и музыканты попытались вписать в свой литературно-джазовый перформанс «Иосиф Бродский. Пилигрим».

Бродский и джаз – это интересный резонанс. Форсирующее звучание трубы (Роман Квачев), контрабаса (Олег Фомин), синтезатора (Юрий Бедрак) и барабанов (Владимир Павличенко) разворачивает личность автора и придаёт мощный импульс постановке.

Актёрам театра (Елена Бедрак и Александр Мицкевич) удалось вовлечь зрителя в поэтический мир Бродского. Каждое прочтение, каждый фрагмент складывается в неудержимую панораму, которая вычерчивает неповторимую судьбу поэта.

Самым драматическим событием в биографии Иосифа Бродского является вынужденный отъезд за границу, а также предшествующие этому события. И эта тема проходит через весь спектакль. Судебное заседание и безумный эпитет в приговоре – «тунеядец». Отчуждение на Родине накладывает определённый отпечаток на творчество поэта.

Я входил вместо дикого зверя в клетку,

выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,

жил у моря, играл в рулетку,

обедал чёрт знает с кем во фраке.

С высоты ледника я озирал полмира,

трижды тонул, дважды бывал распорот.

Бросил страну, что меня вскормила.

Из забывших меня можно составить город.

Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,

надевал на себя что сызнова входит в моду,

сеял рожь, покрывал черной толью гумна

и не пил только сухую воду.

Я впустил в свои сны воронёный зрачок конвоя,

жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.

Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;

перешёл на шёпот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

Спасибо театру «Vertumn» за свою интерпретацию дарования Бродского, чья поэзия подобна выходу в открытый космос. Надеюсь, что многие узнали в творчестве поэта описание собственного духовного мира.

Текст и фото: культурный агент Анастасия Бусыгина.

АфишаНТ