«Миру нужны создатели, а не потребители», - говорит Андрей Никонов. Он родился на Урале, в городе Алапаевске. Мама, педагог-математик с пятидесятилетним стажем, оказала огромное влияние на Никонова: уже в школе он делал успехи в точных науках. После поступил в Московский государственный университет имени Ломоносова, где во время учёбы познакомился с ныне всемирно известным математиком из Санкт-Петербурга Григорием Перельманом. Получив высшее образование, Никонов некоторое время преподавал, потом занялся бизнесом – основал компании «ФИТОЛ» и Helios Resource, которые производят кремниевые пластины для солнечных батарей. За это время успел получить экономическое образование.
«Двадцать лет я был оторван от системы образования и понял, что мне не хватает преподавательской деятельности, - говорит Андрей Никонов. – В мире сформировались проблемы с математическим образованием - в компьютерную эру система перестала развивать в детях абстрактное мышление».
В существовании этой проблемы Никонов убедился на личном опыте. Между его сыновьями разница в четыре года, но старший Семён вырос до компьютерной эры, а младший Фёдор – во время неё. В детстве Семён, по словам отца, играл с предметами - самым важным в игрушке для него была коробка от неё. Он научился воображать и создавать. А Фёдору это развитие заменила продукция компьютерной индустрии.
«Ребёнок не может конкурировать с этой сферой, - поясняет Андрей Никонов. – Он не может в юном возрасте придумать что-то интереснее, чем, допустим, компьютерная игра. И создавать в такой ситуации у него нет никакого желания, а значит, остаётся только потреблять то, что уже есть. Таким образом мы получаем общество потребителей. Но миру нужны создатели, и в этом способна помочь именно математика, ведь она развивает абстрактное мышление. Но надо создать для ребёнка условия, в которых он сам захочет развиваться».
Идея создать педагогический проект у Никонова появилась в 2008 году, когда организовывал бизнес в Египте и обратил внимание на потребность русскоязычных жителей в собственной школе. В том же году проект начал действовать на арендуемой территории, а в 2011-м приобрёл отдельное здание. Так родилась школа «Светоч», которая действует и сейчас.
«МИД России организует школы только там, где есть посольство, - говорит Никонов. – В Хургаде посольства не было, но нам предложили помощь представители Русской православной церкви».
Симбиоз науки и религии, по словам Никонова, оправдывает себя не только в случае проекта «Светоч». Он и сам – человек глубоко верующий.
«В основе любой науки лежит вера, - говорит он. – В геометрии это называется аксиомой – то, что не требует доказательств. На этой вере мы и создаём. В Евклидовой геометрии параллельные прямые не пресекаются, и мы создаём на этом дороги с двумя полосами движения и ж/д пути, на которых поезд не разобьётся. В геометрии Лобачевского эти прямые уже пересекаются, и на этом создаются уже иные вещи».
В РПЦ идеями Никонова прониклись. Началось обсуждение развития «Светоча» в России.
«Я узнал, что в Нижнем Тагиле действует православная гимназия, и это отличная база для реализации моего проекта. Так что я решил преподавать здесь».
Кроме уроков для учеников гимназии, Андрей Никонов проводит занятия для «жертв» ЕГЭ - не сдавшие экзамен школьники оказались за бортом системы образования. В Нижнем Тагиле таких набралось более 200 человек. Для них в православной гимназии организованы курсы по субботам.
«На самом деле эта работа – не слишком сложная. Дети за десять лет прослушали весь курс математики, а сейчас остаётся только разложить эти знания по полочкам, чтобы они понимали, для чего им вообще нужна математика. Ведь многие этого не понимают, детям не объясняют этого, и им кажется, что наука им не пригодится. Цель педагога – объяснить, что знания позволяют творить, созидать. На одном потреблении не проживёшь, ведь в конечном итоге это приведёт к пресыщению, и что тогда? Человек должен создавать - в этом истинное удовольствие».
Также Андрей Никонов работает в Екатеринбурге – преподаёт в школе на Сортировке.
«Там мы намеренно выбрали школу с показателями ниже среднего, - рассказывает он. – На её примере мы покажем, что наша система работает».
По словам Никонова, проблему в действующей системе образования начали понимать и в правительстве – стране не хватает квалифицированных инженеров.
«В России огромные территории, и ей нужны люди, которые увидят в ней полигон для реализации своих идей. И так, чтобы не осталось пустых пятен на карте страны, мы должны использовать все наши ресурсы и использовать их с умом».
Андрей признаётся: проект в будущем сможет решить ещё одну важную задачу.
«Надо понимать, что все мы рано или поздно постареем. И следующее поколение будет обеспечивать для нас условия жизни. Какие условия может создать общество потребления? Поэтому мы должны воспитать детей так, чтобы они смогли о нас позаботиться. Как я уже сказал, мы должны использовать все ресурсы, и самый главный ресурс – это человек и его потенциал».
Агентство новостей «Между строк»