«Все эти годы я защищала интересы думы, и было бы глупо не защищать себя». Уволенная со скандалом юрист тагильского парламента требует через суд восстановления в должности

Бывшая сотрудница гордумы Нижнего Тагила Наталья Киселёва добивается через суд восстановления на работе. Экс-юриста местного парламента уволили в июле 2015 года по результатам прокурорской проверки: Киселёва получила третье за год дисциплинарное взыскание. Руководитель аппарата гордумы Валерий Зябочкин называет сокращение «защитой от недобросовестных сотрудников», а бывшая чиновница заявляет о травле, фальсификации доказательств и мести со стороны пресс-секретаря парламента Натальи Масальской. Корреспондент АН «Между строк» провёл целый день в суде и наблюдал, как банальный трудовой спор перерастает в очередной репутационный скандал для представительного органа.

Выносить сор из избы в присутствии прессы стороны судебного разбирательства не пожелали. Несмотря на то что процесс  является открытым, представители гордумы и прокуратуры попробовали удалить журналиста АН «Между строк» из зала заседаний, сославшись на тайну персональных данных. Оснований для закрытия процесса у судьи Веры Цыдаевой не было, впрочем, как и для запрета его фото- и видеофиксации. В итоге в зале суда корреспондента нашего агентства оставили, но снимать противоборствующие стороны Цыдаева запретила, никак не мотивировав своё решение.

Одним из главных противников гласности процесса был представитель ответчика Максим Малахов. Бывший судья возглавляет сейчас контрольно-ревизионное управление администрации, но какое отношение он имеет к городской думе и почему тратит свой рабочий день на защиту интересов совсем другой организации и даже другой ветви власти, выяснить не удалось. Единственным объяснением такой рокировки  можно назвать «беззубость» юротдела гордумы, который не делегировал в суд ни одного своего сотрудника – вторым представителем ответчика стала специалист орготдела Олеся Верютина.

Основанием для увольнения Натальи Киселёвой стали три дисциплинарных взыскания, полученные ей менее чем за полгода. Сначала, по словам ответчика, она не выполнила в срок указание по составлению анкеты для награждения гордумы региональным Заксобранием, затем не отправила две ксерокопии на запрос руководителя аппарата администрации Андрея Ленды, а «последней каплей» стало представление прокуратуры,  нашедшей в работе кадровика гордумы, обязанности которого исполняла Киселёва, «многочисленные грубые нарушения».

«Наталья Александровна работает в гордуме с 2006 года, замещала должность главного специалиста юридического отдела, – рассказал суду о бывшей подчинённой руководитель аппарата Валерий Зябочкин. – На этой должности Киселёва себя никак не проявила, поэтому в 2014 году её перевели в сектор учёта и отчётности. Была надежда, что она начнёт работать, мы её отправили на переаттестацию по кадровой работе…  Но ничего не вышло. Даёшь поручение – она либо оспаривает, либо отговорки. Приходилось делать за неё отчёты. Сложилась система! Работодатель вправе защищаться от недобросовестных сотрудников. Это ведь не на пустом месте возникло».

Доводы бывшего руководства Наталья Киселёва называет враньём. По её словам, аппарат гордумы при поддержке спикера и вице-спикера парламента (Александра Маслова и Леонида Мартюшёва - прим. ред.) вели целенаправленную работу по ликвидации неугодного сотрудника. При этом «бардак с документацией», который не отрицают ни сами работники гордумы, ни проверяющая её каждый год прокуратура, помогли оппонентам Киселёвой запутать следы, но в то же время обличили незаконность увольнения юриста.

«Всё началось в январе 2015 года, когда я и моя коллега Ольга Соколова написали на имя руководства гордумы обращение. В нём мы указали, что пресс-секретарь гордумы Наталья Масальская регулярно создаёт в коллективе конфликтные ситуации, которые мешают работе. После этого обращения началось “масальское иго”. Меня с Соколовой собрали Зябочкин и Мартюшёв и устроили головомойку с криками на предмет того, а знаем ли мы, кто у неё муж и какие у нас проблемы из-за этого возникнут. Всё, что касается Масальской, нужно готовить быстро, а сроки, предусмотренные трудовым законодательством, с ней не действуют. Мартюшёв стращал, что муж Масальской работник ФСБ (Вячеслав Масальский – директор по безопасности корпорации УВЗ - прим. ред.) и у нас будут проблемы. Это и последующие наши обращения остались нерассмотренными, без резолюции руководителя. Но после них начались проблемы», – рассказывает Наталья Киселёва.

Обвинения руководителей в невыполнении поручений экс-сотрудница гордумы отрицает. По словам Киселёвой, все результаты своей работы она передавала лично в руки руководителя аппарата Валерия Зябочкина, после чего они таинственным образом терялись, а ей выносились взыскания. В суде под расписку об уголовной ответственности за дачу ложных показаний это подтвердила и её коллега – Ольга Соколова. Впрочем, защита истицы считает, что юридических оснований для увольнения Натальи Киселёвой нет даже при допущении ей каких-либо нарушений в кадровой работе. По словам адвокатов, после перевода юриста в 2014 году в другой отдел руководством не были составлены соответствующие распоряжения (в том числе запись в трудовой книжке), поэтому формально Киселёва не обязана была выполнять должностную инструкцию кадровика. Также защита отмечает отсутствие в дисциплинарных взысканиях ссылок на нарушенные пункты должностной инструкции, что, согласно судебной практике, автоматически делает их недействительными. По некоторым нарушениям взыскания вынесены с нарушением предусмотренных Трудовым кодексом срокам, а часть предоставленных ответчиком в суд письменных доказательств фальсифицированы и являются, как говорит Киселёва, «цветными ксерокопиями».

По мнению адвокатов Натальи Киселёвой, данных аргументов достаточно, чтобы отменить взыскания и восстановить подзащитную в должности. Сама Киселёва готова идти до конца и отказала представителям гордумы в заключении мирового соглашения – изменении записи в трудовой книжке на «увольнение по собственному желанию».

«Я всегда выступала в судебных заседаниях в защиту Нижнетагильской гордумы. Мною выиграны все дела. Я участвовала в работе комиссий – на меня не жаловался ни один депутат. В первую очередь для меня важно доказать свою правоту. Все эти годы я защищала интересы думы, и было бы глупо не защищать себя», – поясняет истец.

В случае решения Ленинского райсуда не в свою пользу Наталья Киселёва намерена обжаловать его в вышестоящих инстанциях, а при восстановлении в должности готова продолжить работу в гордуме, несмотря на конфликт с действующим руководством.

«Председатель и другие руководители думы не вечны, – говорит Киселёва. – У меня хорошие отношения с депутатами, со многими работниками , просто я их не афиширую. А если меня восстановят, то мне бы было интересно поработать даже с теми, с кем у меня конфликт».   

Решение по делу судья Вера Цыдаева должна вынести в четверг, 1 октября, после прения сторон. Представитель прокуратуры свою позицию по делу пока также не озвучила. В случае восстановления Натальи Киселёвой работодатель будет обязан выплатить ей недополученный доход. Кроме того, истец попросил возместить ей моральный вред в сумме 100 тысяч рублей.

Автор: Марк Грачиков