Вице-спикер Нижнетагильской гордумы Леонид Мартюшёв: о недопустимой ошибке единороссов, схожести Путина и Носова, настроениях бюджетников и местном экстремизме

Нижнетагильская гордума шестого созыва вышла с каникул на свою последнюю сессию – через год тагильчане будут выбирать новых депутатов. Депутаты уже провели несколько постоянных комиссий, а в конце сентября пройдёт первое заседание осенней сессии. О планах на последний год работы местного парламента журналист АН «Между строк» решил поговорить с вице-спикером Леонидом Мартюшёвым, но выяснилось, что тема грядущих выборов в федеральный и областной парламент, которые состоятся уже через два дня, затмевает все остальные.    

Понятно, что сейчас все ждут результатов выборов в Госдуму и Заксобрание, которые могут сильно повлиять на расклад сил и в Свердловской области, и в Нижнем Тагиле. Какие сейчас настроения у муниципальных депутатов, чего нам ждать в понедельник?

Мнения у людей разные. Многие просто боятся говорить. Сейчас город разделили на «наших» и «не наших». И так называемы «наши» понимают, что у них очень печальная ситуация. Соцопросы прочили им поражение, но результаты мы узнаем только после выборов. Конечно, многое может измениться ,поэтому настроение депутатов сейчас можно описать словами «интерес» и «ожидание».

Вы много общаетесь с простыми людьми. По вашим наблюдениям, данные последних соцопросов подтверждаются?

Ещё раз повторю, мнения разные, но тему выборов поднимают практически все. Был сегодня пенсионер – полковник в отставке, который прямо заявил: «Ты, конечно, справоросс, но я буду голосовать за КПРФ. Извини». Что я ему скажу? Это его право. Но тот факт, что отношение к партии власти сегодня сильно поменялось, заметно.

Вам не кажется, что ситуация в Нижнем Тагиле очень напоминает общефедеральную, а Носов очень похож на Путина – у обоих высокий рейтинг поддержки, но он не переносится на рейтинг «Единой России»?

Путин и Носов – это абсолютно разные люди, несопоставимые. Но рейтинги их действительно не переносятся, потому что личность каждого для избирателей – это одно, а партия, которая пытается эксплуатировать их популярность, у населения ассоциируется совсем с другими людьми.

Вы обратились в правоохранительные органы с просьбой проверить на экстремизм высказывания мэра Носова, который на заседании местного политсовета предложил «перемолоть» ваших однопартийцев, как «наши деды перемололи колонны [врагов]». Зачем вы это сделали?

Потому что меня это очень сильно пугает, и не в связи с выборами. Все великие национальные потрясения начинаются с малого – с деления на «наших» и всех остальных. Гитлер начинал свои рассуждения о недочеловеках не с трибуны Рейхстага, а в обычной немецкой пивнушке, но это очень быстро разнеслось, и случилась главная катастрофа XX века. Свежий пример – события на Украине, когда депутаты Верховной Рады кричали: «Кто не скачет, тот москаль». И это разделение относилось ведь не к каким-то приезжим россиянам, туристам, а ко всему украинскому народу. Чем всё закончилось, мы тоже знаем. Сейчас многие оправдывают Носова, что он имел в виду не какой-то экстремистский подтекст, а «наши» – это кандидаты-тагильчане. Но защитники мэра лукавят: он сказал то, что хотел. Он же не призывает голосовать за любого из кандидатов-тагильчан, а называет конкретных, то есть разделение «наши – не наши» идёт по политическому принципу, а не по территориальному. И приплетать сюда подвиг наших дедов – аморально.

Если всё-таки признать, что под «нашими» имели в виду тагильчан, насколько вообще удачен такой ход? Избирателям этого достаточно, или сейчас хотят слышать от кандидатов конкретную программу действий?

Конечно, высокого звания «тагильчанин» не достаточно. Все люди разные, и тагильчанин тагильчанину рознь. Есть люди, которые недостойны представлять наш город в органах власти в силу своих недостаточных профессиональных данных, каких-то моральных качеств, тёмного прошлого. И я бы назвал ещё один критерий – по избранным в органы власти будут судить о самом Тагиле.

Деление на местных и неместных та же команда политтехнологов использовала на праймериз партии власти в Нижнем Тагиле. Сейчас уже можно говорить, что «Единая Россия» допустила ошибку, отменив первоначальные результаты, и это сильно сказалось на настроении избирателей?

Не применительно к фамилиям, я уверен, что это недопустимая ошибка. Мы до сих пор не знаем, какие нарушения там были допущены. Люди поверили в это мероприятие, пошли, а в итоге – пшик. Спрашивается, зачем это надо было делать, чтобы это в одночасье было разрушено? Нельзя с народом играть в такие игры.

Эту предвыборную кампанию уже окрестили самой скучной за последние десять лет. Вы согласны?

Если специалисты так говорят, то, может, они правы. Но в Нижнем Тагиле, мне кажется, она скучной не была. «У меня нет дорогого автомобиля, у меня нет очков в золотой оправе, я тоже получаю двойные квитанции. Голосуй за наших!» Люди смеются – разве можно назвать такую кампанию скучной?

Вы ожидали такого давления на лидера справедливороссов Буркова?

Конечно, не ожидал. И я думаю, они зря это всё затеяли, потому что люди ведь всё видят. И чем больше людям мешают делать свободный выбор, тем больше они готовы к протестному голосованию. Да, сейчас многие говорят, что людей мобилизуют идти голосовать за партию власти, жалуются бюджетники, сотрудники градообразующих предприятий. Но это всё ещё аукнется тем, кто хочет добиться результата таким способом. Люди становятся грамотнее, умнее, они уже не пойдут, как стадо баранов, фотографировать галочки. Я очень надеюсь на это и верю в тагильчан.

Что ждёт вашу фракцию в гордуме в связи с последними событиями и решением депутата Муриновича сняться с Ленинского округа?

В думе 27 депутатов, возьму на себя смелость сказать, что большинство не удивилось тому, что произошло с Муриновичем. Была бы какая-то другая фамилия, для кого-то это был бы шок. А здесь всё обусловлено личностью.

Сейчас многие предполагают, что после выборов партия лишит его мандата в гордуме.

Он стремился к этому и не мог не понимать, поэтому это было бы логично. Партия бы показала, что она борется за чистоту своих рядов. Не надо этого бояться и стесняться, не надо замалчивать. Это будет неправильная позиция. Я не знаю, как партия поступит. Но если решение по выводу Муриновича будет принято, лично мной оно будет поддержано. И люди, которые знают этого человека, поймут и воспримут такое решение положительно. Это не последний его поступок, они ещё будут и в депутатстве, и в бизнесе, и в личной жизни. Природа такова.

Нашей фракции хуже не будет. Я знаю, что мы сейчас покажем очень хороший результат. Через год – выборы в гордуму, где мы обязательно расширим своё присутствие. Всё хорошо, мы большая и сильная партия, на которую не могут повлиять такие мелочи, как демарш Муриновича. Тем более, он даже членом партии не является.

Какие планы на последний год шестого созыва?

Задачи прежние – исполнять принятый бюджет, делать Нижний Тагил комфортнее. В конце года мы должны будем принять бюджет 2017 года, с которым частично уже будет работать новый созыв депутатов.

Каким будет этот созыв? Изменится ли расклад сил между УВЗ и НТМК, смогут ли они консолидироваться, как в этот раз?

Думаю, в этом плане ничего не изменится и два наших крупнейших предприятия будут конструктивно и сообща работать на благо города, в том числе через своих представителей в гордуме. Единственное, я надеюсь, что появится больше независимых депутатов, которые будут представлять учителей, врачей и другие слои населения без оглядки на крупные предприятия.

Почти год назад вы предложили лишить себя зарплаты, чтобы сэкономить бюджетные средства. Вам отказали и предложили не забирать деньги из кассы. Многие до сих пор не знают, чем всё закончилось.

Я скажу так: моя зарплата ежемесячно перечисляется с моего банковского счёта на цели, которые я считаю благими. Куда, я не хочу говорить, показуха – большой грех.

Многие депутаты предложили вернуться к вопросу освобождения вице-спикера в новом созыве. Думаете, это случится?

Думаю, что нет. Многие наши коллеги любят поговорить, но когда дело доходит до действий, ничего не происходит.

Агентство новостей «Между строк»