Предприниматель Светлана Лавщенко обвиняет своего партнёра Андрея Колосюка в рейдерском захвате бизнеса. По её словам, основатель популярной в Нижнем Тагиле продуктовой сети «Со Смаком» попал под воздействие её недоброжелателей, отобрал у Лавщенко два магазина и оставил с многомиллионными долгами. Андрей Колосюк говорит, что на него написано в полицию шесть заявлений, хотя его партнёрша сама виновата в конфликте. Подробности – в материале АН «Между строк».
Андрей Колосюк и Светлана Лавщенко работают вместе более 20 лет. Первый продуктовый магазин предприниматель открыл в 1994 году на улице Комсомольской, в 1996 году появился ещё один магазин на улице Пархоменко. В 2008 году они арендовали помещение на перекрёстке Космонавтов и Красноармейской, а несколько лет назад открыли большой магазин в районе железнодорожного вокзала. Всё это время Светлана Лавщенко была управляющей сети и получала процент с продаж.
«В 2011 году я поставила вопрос о своём будущем, и Андрей предложил совместный бизнес вести. Это очень большой бизнес, там понимать надо, там нужны очень высокие компетенции. Это работа с утра до вечера, без выходных. Я десять лет отпуска не видела», - рассказывает Светлана Лавщенко.
Светлана продолжила управлять сетью, но получила юридические права на часть бизнеса – магазины на Космонавтов и Пархоменко стали работать под её свидетельством индивидуального предпринимателя (ИП).
«Четыре магазина и одно ООО мы условно пополам разделили: два у Андрея Викторовича, два у меня. Перезаключили договоры аренды, передали оборудование по актам, товар. За управление я также получала прямой процент от продаж. Сейчас он, конечно, может говорить, что это сделано, чтобы уменьшить налоги…» - вспоминает Светлана.
Лавщенко признаёт, что стала совладелицей крупного бизнеса благодаря Андрею Колосюку, но опровергает, что была фиктивным лицом. По её словам, она вложила в бизнес свои компетенции, сумела развить практически единственную местную сеть, которая может конкурировать с федеральными гигантами.
Магазины «Со Смаком» отказались от формата самообслуживания и работали «через прилавок». В четырёх магазинах работает более 200 человек. Как говорит Светлана Лавщенко, это она научила продавцов общаться с людьми, сформировала большой ассортимент качественной и недорогой продукции. В финансовые вопросы, по её словам, Светлана вникала не всегда, а причитавшиеся ей прибыли реинвестировались в бизнес.
«Андрей сам распоряжался своей прибылью. Он покупал недвижимость, я не контролировала, кто сколько взял. Моя функция была в организации торгового процесса: подбор и обучение персонала, выбор поставщиков, определение ценовых стратегий, оборудование магазинов, работа с Роспотребнадзором», - говорит Лавщенко.
В качестве одного из доказательств того, что бизнес вёлся на паритетных началах, Светлана называет приобретение в 2013 году пекарни «Таркус». Землю и здание Лавщенко и Колосюк купили пополам как физические лица, после чего учредили ООО «Таркус АС». Сумма сделки составила порядка 15 миллионов рублей, «гигантскую сумму» вложили в ремонт и покупку нового оборудования.
«Я была против покупки, потому что это очень огромные вложения. Кроме того, на рынке труда нет квалифицированных кадров – технологов, кондитеров, их в Тагиле просто нет. Когда мы купили, там были очень низкие обороты. Вкладывали в ремонт и оборудование, стали выпускать хлеб и кондитерские изделия для реализации в своих магазинах. Обороты увеличились раз в десять – миллионов 15-20 в месяц», - рассказывает бизнесвумен.
Именно пекарня стала, по словам Лавщенко, камнем преткновения, из-за которого у неё появились разногласия с Андреем Колосюком. В 2015 году «Таркус» вышел на серьёзные обороты, Лавщенко заметила странности в бухгалтерии, после чего вокруг Андрея Колосюка появилась подозрительная команда финансистов.
«У меня появились разногласия с главным бухгалтером – Еленой Мансуровной Благодир, которая работала и в магазинах, и в “Таркусе”. Мы ей полностью доверяли и поручили ведение бухгалтерского учёта в пекарне – там, в отличие от ИП, это было обязательно. У меня было очень много работы, поэтому вникнуть в бухгалтерский учёт не было времени. Я обнаружила поддельную подпись в ведомости выдачи аванса: ко мне пришла сотрудница и сказала, что ей выписали 5 тысяч, которые она никогда не получала. На мои вопросы бухгалтеру никаких внятных ответов я не получила. Я стала задумываться: если такие вещи происходят, то дальше-то что… К сентябрю месяцу выяснилось, что у нас, мягко говоря, бухгалтерский учёт отсутствует», - говорит Светлана.
О своих подозрениях женщина рассказала своему старшему партнёру, предложила перепроверить всю бухгалтерию, и Андрей Колосюк встретился с главбухом тет-а-тет.
«Не знаю, что уж она ему там наговорила, могу только догадываться. Но смысл был такой, что я хочу весь бизнес у него отобрать, присвоить. Он, основываясь на этой информации, пригласил людей, которые стали меня потихоньку выдавливать», - говорит Лавщенко.
25 сентября Колосюк представил управляющей команду, которая должна вернуть финансовые показатели к прежнему уровню. По словам Лавщенко, эти люди составили программу оздоровления, практически отстранив её от управления: забрали печать, получили контроль над расчётным счётом и кассой.
«Что имели в виду эти люди, говоря о финансовом оздоровлении, я так и не поняла. Кризиса никакого не было. Обороты были высокие, единственное – расходы учитывались неправильно по бухгалтерскому учёту. Буквально с первого дня стали происходить вещи, прямо противоположные: с 25 сентября по сегодняшний день выручка упала на 40 процентов. Продуктовый бизнес очень сложный. Даже если до утра рассказывать, не объяснишь всех нюансов», - рассказывает предпринимательница.
Светлана Лавщенко считает, что приглашённая команда начала разрушать отточенный ее силами бизнес, но она этому не противостояла и «надеялась на здравый смысл». Андрей Колосюк, уже настроенный против компаньонки, верил приглашённым управленцам беспрекословно.
«Они стали вводить его в заблуждение, что сейчас всё хорошо, стали подрисовывать балансы. Я говорила Андрею, что это не соответствует действительности. Уже потом я узнала, что одного из “аудиторов” привлекают для рейдерских захватов. Хотя, как выяснилось, у нас нет такого понятия "рейдерский захват" [в законе]. Они заходят вот так и начинают оттеснять от управления бизнесом. Опыт там большой – так было на гормолзаводе, на мясокомбинате салдинском. Я надеялась на благоразумие Андрея, предлагала прекратить это всё и начать сокращать расходы, остановить все ремонты. Но эти люди окружили его, даже не подойти было. До меня очень долго не доходило, что происходит», - говорит Лавщенко.
По словам Светланы Лавщенко, вся выручка с магазинов поступала на расчётный счёт, её к финансовым вопросам не подпускали. В отношении неё появилась «лживая информация и безосновательная критика» от людей, которых она не считала профессионалами
«Я 20 лет работала – всё было нормально, а тут меня начали обвинять во всём, что в голову приходило», - удивляется Светлана.
Кульминация назревающего конфликта двух бизнесменов случилась в конце ноября. 26-го числа предприниматели должны были закрыть перед банком свои кредитные линии. По словам Светланы, её овердрафт составлял почти 4 млн рублей, 8 млн рублей – Андрея Колосюка. За две недели до 26 ноября, по её словам, управленческая команда Колосюка перестала платить поставщикам в её магазинах, на расчётный счёт деньги также не сдавались.
«До меня начало доходить, потому что поставщики стали звонить и просить оплату. Андрей начал мне звонить, чтобы я подписала продление овердрафта. Я поняла, что, если я подпишу кредит, они его также присвоят», - рассказывает предпринимательница.
26 ноября Светлана Лавщенко в банк не пришла, а по её овердрафту появилась задолженность. На следующий день средства на её счёт внёс Андрей Колосюк, потому что из-за долга работа и его предприятия была парализована – банк арестовал счета, так как он выступал поручителем Светланы.
«В понедельник, 30 ноября, я сменила электронную цифровую подпись в банке, на счёте находилась выручка только за субботу и воскресенье. Вечером эта группа зашла в магазин, полный товара, закрыла его, удерживала продавцов, провела там какой-то митинг и объяснила, что меня больше нет, а завтра тут будет новое юридическое лицо. Сняли все кассовые аппараты. Забрали документы. Я находилась в этот момент в Екатеринбурге, когда узнала, вызвала ППС. Вышел Колосюк с представителем и показал документы. Они по подложным документам расторгли за меня договоры аренды, якобы арендаторы меня уведомляли через каких-то сотрудников, якобы я два месяца им деньги не платила, хотя у меня есть выписки с расчётного счёта, что деньги 5 или 6 ноября за аренду им перечислены», - говорит Лавщенко.
Расторжение договоров аренды предпринимательница считает спланированной акцией, а собственники помещений пошли на поводу у Андрея Колосюка. Помимо помещения её партнёр присвоил, по её словам, имущество и весь купленный на её имя товар. Во вторник, 1 декабря, Лавщенко написала заявление в полицию.
Сейчас Светлана Лавщенко находится в прострации. Она до сих пор управляет принадлежащей партнёрам столовой на улице Балакинской и нестационарным объектом торговли на улице Носова, но низкие выручки не позволят ей даже расплатиться с кредиторами.
«Мне Андрей говорит, что поставщикам заплатит, им говорит, чтобы искали Лавщенко и спрашивайте деньги с неё. Продолжает вводить всех в заблуждение. Что делать дальше, я не знаю. У меня задолженность перед поставщиками, кредит с платежом 570 тысяч рублей в месяц до мая, задолженность по зарплате за последний месяц, хотя у меня не было доступа ни к выручке, ни к расчётному счёту. Теперь они людей на меня натравливают, советуют писать на меня жалобы в прокуратуру», - рассказывает Светлана Лавщенко.
Действия Колосюка Светлана воспринимает как рейдерский захват. По её словам, сейчас у неё даже нет денег на хорошего юриста. При этом женщина признаётся, что не претендует на бизнес, которому отдала 20 лет жизни. По её словам, она находится на грани нервного срыва, практически ничего не ест и не спит и у неё нет сил бороться с Андреем Колосюком.
«Андрей как-то распсиховался и сказал, что дал мне бизнес просто так и сейчас его заберёт. По отношению к “Таркусу” эти люди начали такие же действия, чтобы его обанкротить. Недавно я случайно узнала, что они ходили к нотариусу, чтобы подвинуть меня с должности директора из ООО “Мираж”, созданного нами для торговли алкоголем. Они хотят у меня всё забрать, загнать в долги, чтобы я была вынуждена всё им продать», - говорит Лавщенко.
Андрей Колосюк согласился рассказать журналисту АН «Между строк» историю конфликта со Светланой Лавщенко в присутствии своего адвоката Сергея Головкова. Предприниматель говорит, что взял управляющую сетью в партнёры, хотя она не вложила ни копейки. В последние три года он полностью отошёл от дел, но осенью 2015 года в продуктовой империи с годовым оборотом более 1 миллиарда рублей начались проблемы с нехваткой оборотных средств.
«В конце сентября возникли вопросы по взаимным расчётам двух предпринимателей, в связи с чем была назначена аудиторская проверка, – рассказывает Сергей Головков. – Проверка дала предварительные результаты, которые были представлены Лавщенко, но прокомментировать она их отказалась. После этого ей было предложено составить акт сверки на основании бухгалтерской документации и разделить бизнес. В связи с тем, что у неё было недобросовестное поведение по отношению к собственникам арендованных магазинов, они расторгли договоры по своей инициативе, а Лавщенко дважды направили официальные уведомления».
Ни Головков, ни сам Колосюк не обвиняют Лавщенко в непорядочности, на это их якобы наводит её странное поведение. По их словам, она полностью контролировала финансовые потоки всех четырёх магазинов и «Таркуса», но отказалась разбираться в финансовых проблемах с аудиторами и «бросила бизнес». То, что Лавщенко называет рейдерским захватом, предприниматель называет вынужденной мерой, чтобы не останавливать работу популярной сети. Свою причастность к сговору с арендодателями Колосюк также категорически отрицает.
«Ей было предложено оформить передачу дел с новым арендатором, на которую она не явилась. В связи с этим была приглашена в качестве независимого эксперта Торгово-промышленная палата, была создана комиссия с участием и её материально ответственных лиц и составлены акты описи товара, оборудования, произведена видеосъёмка. Мы составили акты, которые были направлены по почте ей. Лавщенко пригласила правоохранительные органы, мы с ними съездили и показали все документы – у них вопросов не возникло к нам», - рассказывает адвокат Головков.
По словам бизнесмена, он платит по кредитам Светланы Лавщенко, потихоньку рассчитывается с поставщиками и не является «злодеем», как его пытается выставить компаньонка. Всё имущество Лавщенко, а также находившийся в магазинах на 30 ноября товар или денежный эквивалент его стоимости он готов выплатить Светлане.
«На сегодняшний день составлены описи её товаров и документов. Я лично с ней созванивался и предложил забрать всё, что ей принадлежит, но она не явилась. Всё будет в рамках закона, с независимыми экспертами, представителями, произведём сверки – никакой партизанщины. Хотите, говорю, приходите со своим адвокатом, если считаете, что вас здесь кто-то может обмануть», - отмечает адвокат Колосюка.
Сергей Головков уверяет, что Светлана Лавщенко была и остаётся партнёром Андрея Колосюка, а конфликт будет решён в правовом поле.
«Мы будем разговаривать с ней, как с партнёром, потому что она владеет совместной недвижимостью с Андреем Викторовичем, является долевым участником в двух совместных ООО. Если ей и будут предъявлены какие-то претензии, то только в рамках судебных разбирательств. Мы уже давно выросли из штанишек 90-х, это уже даже не прошлый, а позапрошлый век. Поэтому всё делается легально и официально».
Пресс-служба ММУ МВД «Нижнетагильское» подтвердила, что от Светланы Лавщенко поступили заявления.
«На данный момент сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции проводят доследственную проверку», - пояснила пресс-секретарь Элина Балуца.
Агентство новостей «Между строк»
Фото: ok.ru