Вчера премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил правительству разработать санкции против Турции. Экономические меры, по мнению премьера, стали бы достойным ответом на сбитый российский бомбардировщик силами турецких ВВС. На разработку проекта Медведев предоставил коллегам два дня, а значит, уже завтра решение правительства будет оглашено.
«Подорваны долгие добрососедские отношения между Россией и Турцией, в том числе в экономике и гуманитарной сфере, — заявил премьер. — Этот ущерб будет трудно восполнить, его прямым следствием может стать отказ от целого ряда важных совместных проектов и потеря турецкими компаниями своих позиций на российском рынке».
Журналисты АН «Между строк» объехали крупнейшие магазины Нижнего Тагила, чтобы выяснить, насколько потребительский рынок зависит от турецких товаров.
В гипермаркете «Лента» при беглом осмотре найти турецкие продукты не удалось. На ценниках чаще встречались Китай и Россия.
«У нас есть и из Турции товары, но не так много, чтобы паниковать, - говорит заместитель директора. – К тому же у нас есть товары собственного производства. Мы про политическую ситуацию в курсе и держим руку на пульсе. Будет запрет на Турцию, значит заменим товарами другого производителя».
А в первом же бутике торгового центра «КИТ» продавец заявила: «Да, в "КИТе" всё турецкое!» Но тут же призналась, что в её салоне одежда только из Китая. Стоит отметить, что многие управляющие отказывались говорить о своих поставщиках под предлогом возможного неофициально бойкота Турции покупателями.
«Даже если законом не запретят наши товары, люди-то телевизор смотрят и накручивают себя».
По словам большинства бизнесменов, на случай антитурецких санкций выход один: искать других поставщиков. Вопрос об этом для многих встал ещё в начале года, после того как «скакнул» доллар.
«У нас 95 процентов в магазине – Турция, - говорит хозяйка магазина Men’s Елена Бызова. - Есть ещё российский производитель, вот на него, наверное, придётся переключаться. Правда, по качеству они уступают».
Но главная альтернатива Турции на вещевом рынке – Китай. Тем более, по словам продавцов, цена и качество у этих производителей почти одинаковые.
«Главное, чтобы потом с Китаем ещё не поссорились», - сказал управляющий одного из «турецких» магазинов.
А вот работники бутика Collins в растерянности. Товары этой торговой марки производятся там же, где находится главный офис компании.
«Последнего поступления хватит примерно на два-три месяца, - говорит администратор. – На февраль запланированы продажи новой коллекции. Но если правительство введёт запрет на импорт из Турции, продавать нам будет нечего. Наверное, придётся закрываться».
Почти у всех опрошенных отношение к заявлениям Дмитрия Медведева нейтральное: критичных убытков от возможных запретов не ждут.
«Мы ещё даже не знаем, какое решение примет правительство. Может, даже и не запретят ничего, может, нас запрет не коснётся», - говорит Елена Бызова.
По версии издания РБК, санкции могут распространиться на строительный бизнес, тогда турецких подрядчиков вытеснят с этого рынка. Глава Минстроя Михаил Мень заявил, что не исключает вероятности подобного развития событий.
Агентство новостей «Между строк»