«Любовь властей нас не согревает». Кого ненавидят жители замерзающего посёлка под Нижним Тагилом (ФОТО, ВИДЕО)

Жители посёлка Бродово под Нижним Тагилом с ужасом ждут, когда начнутся сорокаградусные морозы. Централизованное отопление здесь действует лишь в нескольких жилых домах. Но и им его не хватает: они подключились к резервной котельной для муниципальных учреждений, мощности которой недостаточно. Старую бродовскую котельную власти закрыли в этом году, не обеспечив запуск новой газовой котельной. Оказавшиеся без отопления жители посёлка спасаются, как могут: круглосуточно топят печи и заставляют комнаты электрообогревателями. Мёрзнут все и везде, но у кого ни спроси, отправляют на улицу Мира – там, в частном секторе, живут пенсионеры, которых жалко больше остальных.

Паниковать бродовцы начали ещё в начале ноября, когда стало понятно, что начавшаяся восемь лет назад программа газификации посёлка провалилась. Цена за подключение составила 100 тысяч рублей, и многие не сразу согласились с инициативой. Но администрация Горноуральского городского округа (ГГО) объявила об убытках старой котельной в 3-4 миллиона рублей ежегодно, и этой осенью чиновники её закрыли, не обеспечив запуск новой системы теплоснабжения.

Власти успели только экстренно подключить три многоквартирных дома к отдельной котельной, которая предназначалась исключительно для социальных объектов – школы, детского сада, здания администрации. Но теперь тепла не хватает ни тем, ни другим. Посельчане начали сбор подписей за отставку главы ГГО Николая Кулиша, а также пожаловались на него во время визита депутата Госдумы Алексея Балыбердина. Местное руководство бродовцы винят в случившемся лишь отчасти: «наши же и не решают ничего».

Внутри бродовской школы 18 градусов тепла. Корреспондент АН «Между строк» нашёл педагогов в одном из кабинетов: они сидят в куртках, в углу работает электрообогреватель.

Школьная библиотека – отдельное здание. Здесь на градуснике всего восемь градусов. Библиотекарь Тамара Георгиевна ходит по залу в толстом вязаном свитере и шали.

«Только неделю назад устроилась на должность библиотекаря и вот так вот попала в самое пекло. Точнее, наоборот, здесь вовсе не пекло», – говорит она.

Дома у Тамары Георгиевны чуть лучше. Она живёт как раз в одном из кирпичных домов, которые подключены к «социальной» котельной.

«От холода, конечно, не умрём, но это ненормально – дома в валенках ходить. И мы же, получается, тепло от школы забираем. Теперь и здесь холодно, и там холодно. И вот так восемь лет в посёлке к газификации готовились!» – возмущается библиотекарь.

На самом деле, холод в этих трёх домах некритичный – люди легко переживают его, просто одевшись теплее, как школьный библиотекарь. Ещё выручают обогреватели. Когда начался переполох, администрация выдала их всем нуждающимся.

«Вот так власти страны нас любят, да только эта любовь не греет. Что толку от этих обогревателей, это же просто хлам на букву “г”! – жалуются бродовцы. – В квартирах-то ещё ладно, а вы сходите в частный сектор. Попробуй такой железкой дом обогреть».

Улица Мира в частном секторе с самого начала была внесена в план газификации. Однако после его реализации выяснилось, что из-за переименования некоторых улиц эта часть посёлка, как и несколько других, выпала из программы.

Пенсионеров, живущих на Мира, жалеет весь посёлок: с первого дня бабушки и дедушки согласились с условиями администрации, исправно вносили оплату, а в итоге остались без газа. Теперь им приходится справляться с холодом самостоятельно. Самым расторопным оказалось семейство Семуковых.

«Когда понял, что газовый котёл не установят уже, купил электрический. Вместе с обогревателями – нормально, терпимо, но уж больно невыгодно. Ну, что делать, будем ждать», – говорит пенсионер.

Соседа Семуковых от замерзания спасает старая каменная печь.

«Топлю круглые сутки, – рассказал он. – Ну а как ещё, младшему внуку моему и двух лет нет. Газа мы уже не дождёмся, это точно. Главное, обещали, что мы чуть ли не самые первые в очереди. Все деньги им не снесли. Принеси, говорят, то – я принёс. Заплати столько – я заплатил. Сделай это – сделал. И вот настала зима, и всем на меня и моих внуков плевать. Ты, говорят, пристрой не сделал для котла. Да как же я его построю, если на это деньги нужны, а я их все уже вам отдал?!»

На вопрос, кто виноват, бродовцы отвечают единогласно: «Кулиш». Самые лояльные к властям называют ещё компанию «ГАЗЭКС», которая должна была обеспечить запуск новой системы отопления. Комментарий главы ГГО получить не удалось. Николай Кулиш не отвечает на звонки журналистов ни по рабочему номеру телефона, ни по сотовому. А в «ГАЗЭКС» пообещали оказать жителям Бродово «консультационную поддержку».

Накануне прокуратура Свердловской области заявила о начале проверки в Бродово.

«Прокуратура даст принципиальную оценку действиям администрации муниципалитета и ресурсоснабжающих организаций по обеспечению прав граждан на получение коммунальной услуги “отопление” надлежащего качества в бесперебойном режиме, – сообщила пресс-служба ведомства. – Будет дана оценка организации работ по газификации домов в посёлке Бродово. По результатам надзорных мероприятий будут приняты меры прокурорского реагирования. Ситуация по восстановлению надлежащего теплоснабжения поставлена на контроль в прокуратуре».

Однако бродовцы считают, что этой зимой могут рассчитывать только на себя: до окончания холодов проводить трубы отопления и подключать их к домам слишком накладно. Некоторые люди разочаровались в программе газификации и решили вообще отказаться от неё. Часть жителей надеется на то, что скандал в СМИ хотя бы заставит чиновников и газовщиков больше не допускать ошибок. Другие вниманием прессы, наоборот, недовольны.

«Тот, кто с самого начал на эту газификацию чёртову плюнул, сейчас в тепле живёт. А мы, получается, денежки несли-несли и с носом оказались, а теперь нас на всю страну лохами прославляют. Да плевать на эти деньги. Я уже из принципа не хочу газовый котёл у себя ставить, ещё потом этим же умникам, которые меня зимой на холоде оставили, деньги за обслуживание нести», – говорит один из пенсионеров Бродово.

Агентство новостей «Между строк»