Аритмия российской реальности

Самый ожидаемый фильм года, самый интимный фильм Бориса Хлебникова. Победа на «Кинотавре», призы за лучшую мужскую и женскую роли в Екатеринбурге и только восторженные рецензии кинокритиков. «Аритмию» – новую работу одного из самых ярких режиссёров российского авторского кино Бориса Хлебникова – хотелось смотреть и без этого бэкграунда. Ждать пришлось долго, и вот, наконец, премьера в кинотеатре «Родина 3D».

Я ждала фильм о болезненном разводе, эдакую «Нелюбвь» Звягинцева в новом ироничном флаконе. Но «Аритмия» намного многограннее и интереснее. С одной стороны, перед нами семейная драма. Главные герои Олег и Катя вроде бы ещё любят друг друга, но она хочет развестись, а он слишком устал, чтобы спорить. Герои молчат о чувствах, мирятся с обстоятельствами и просто плывут по течению, зная, что скоро будет крутой порог.

Олег от безнадёги всё время пьёт. Катя постоянно валится с ног от усталости и спит, надев наушники, чтобы не слышать пьяных посиделок мужа. Они не разговаривают, но страдают. Семейная драма, старая, как мир.  

В «Аритмии» снялись два прекрасных актёра: любимчик Хлебникова Александр Яценко и звезда Instagram Ирина Горбачёва. На обоих приятно смотреть, особенно в горячей сцене на кухне… Но всё-таки сложно смириться с выбором комедийной актрисы на роль замкнутой и печальной Кати. Может, из-за давнего «знакомства» с Горбачёвой я не разглядела трагизма рушащейся семьи, искры между любящими мужем и женой.

Примечательно, что изначально режиссёр собирался делать романтическую комедию про молодую пару на грани развода, вынужденную жить в одной квартире до окончания срока аренды. Когда сценаристы дали главным героя профессию, идея кардинально изменилась.

Для меня «Аритмия» – фильм не о разводе, не о сложных отношениях, а о крутом враче, который, спасая чужие жизни, забывает о своей собственной. По-моему, Хлебников всё же делал картину в жанре «производственная драма». Главные герои – врачи, и большую часть их жизни занимают трудные будни в страшной российской реальности. Скорая опоздала на вызов, и сын умершей женщины бросается на медиков с кулаками. Врачи ввязываются в массовую драку, чтобы спасти порезанных маргиналов от потери крови. А позже на глазах зевак пытаются спасти жизнь маленькой девочке.

Как и в предыдущих фильмах, Борис Хлебников говорит со зрителем о злободневных проблемах российской жизни. В этом фильм речь идёт об убийственной реформе здравоохранения. Режиссёр с помощью нехитрых художественных ходов объясняет, почему у нас с медициной всё так плохо, а каждый второй врач – уставший циник, не вызывающий уважения пациентов. Сценаристы провели немало времени с реальными врачами скорой помощи, записывая их разговоры – именно поэтому герои получились такие настоящие.

«Аритмия» – это не только медицинский термин, который напоминает зрителю о профессии персонажей. Это ещё метафора нашей действительности. Мы живём в эпоху «неуверенного завтра». Безграничная радость довольно часто сменяется глубокой безнадёгой: так аритмия российской реальности сказывается на нашем душевном равновесии, на наших отношениях с близкими людьми, на нашем счастье.