На митинг «Народный сход "За Уралвагонзавод"» собралось около 100 человек, в пресс-службе полиции заявили, что насчитали не более 70 человек. Акцию против сокращений на крупнейшем градообразующем предприятии Нижнего Тагила организовал местный активист, «временно неработающий строитель» Илья Коровин. Как рассказал АН «Между строк» устроитель митинга, он никогда не работал на УВЗ, но судьба предприятия его волнует.
«Все мои коллеги-строители почувствовали кризис на УВЗ – мы сидим практически без заказов. Если людей перевели на 2/3 [от среднего заработка], то, конечно, у них нет денег на ремонт квартир, отделочные работы, которыми мы занимаемся», - объясняет Коровин.
По словам организатора митинга, его задача – остановить запланированное на «Уралвагонзаводе» сокращение, под которое должны попасть около 2 500 тысяч. Как это сделать в условиях санкций и низкого спроса на продукцию предприятия, Илья не знает, но власть должна, по его мнению, что-нибудь предпринять. Активист настаивает, что он «не либерал», поддерживает курс президента Владимира Путина, а свои вопросы задаёт его подчинённым.
«Я отправил письмо с приглашением на митинг [полпреду президента в УрФО Игорю] Холманских. Он же тагильчанин, выходец с УВЗ. Почему он молчит и не борется за права рабочих?» - говорит организатор «народного схода».
Илья Коровин объясняет: он ничего не предпринимал, чтобы пригнать на свой митинг как можно больше людей.
«Сколько придёт – столько придёт», - сказал Коровин перед началом акции.
Начало митинга было назначено на половину пятого вечера – в это время у рабочих как раз заканчивается смена. Организаторы надеялись, что возвращающиеся с завода люди и неравнодушные соберут порядка 700 участников акции.
«Я работаю на УВЗ и не понимаю, о чём этот митинг, – объясняет корреспонденту АН “Между строк” проходящий мужчина. – Да, у нас запланированы сокращения, но уволят тех, кого давно пора уволить».
Найти попавших под сокращение на УВЗ участников митинга нам не удалось. На предприятии заявляют, что списки ещё составляются, оптимизация коснётся, прежде всего, людей пенсионного возраста, низкой квалификации, только после согласования кандидатур с профсоюзом.
«Пришли узнать, что скажут хорошего, какие права рабочих они отстаивают. Кто-то же здесь будет представители от “Уралвагонзавода”? Представители профсоюза, может быть, что-нибудь скажут», - говорят Елена Сергеевна и Ольга Тимофеевна, работающие в заготовительном цехе.
Женщины узнали о митинге на заводе, по их словам, сегодняшнее мероприятие рабочие обсуждали. Настроение сотрудников предприятия нашим собеседницам описать сложно. Женщины понимают, что сокращение их, как и многих, не коснётся, но чувство опасности их всё равно не покидает.
«Живём, как на пороховой бочке. РЖД наши полувагоны не нужны были, хотя у их вагонов срок эксплуатации истёк. Путин приезжал к нам в ноябре на завод – теперь они будут обновлять свой парк. Надеемся на лучшее. Я вот 27 лет на заводе. Куда я пойду? Беспокойство испытывают только люди предпенсионного возраста и молодёжь с низкой квалификацией. А вообще, молодые люди уверены в будущем, в зарплатах. Они хотят и умеют работать, ипотеки платят», - рассуждает Елена Сергеевна.
В большой социальный протест сотрудников «Уралвагонзавода» женщины не верят – всё обсуждается «между собой».
Организатор митинга Илья Коровин соглашается, что гражданская активность тагильчан не высока, люди не хотят защищать свои права. Активист уверен, что такими мини-митингами, которые он планирует продолжать, приучит людей не бояться.
«Почему так мало народу? Так многие ждут видео отсюда, чтобы потом дома комфортно посмотреть», - смеётся Коровин.
Действующих сотрудников УВЗ на митинге присутствовало не более 20 человек, то есть 0,06% от всех работающих (по данным на декабрь 2014 года – 31 тысяча человек - прим. ред.). Даже те, кто пришёл, отказываются разговаривать с журналистами, фотографироваться, называть свои имена.
«У нас на заводе говорили, что здесь будут специальные люди всех фотографировать, а потом уволят, - рассказывает слухи сотрудник УВЗ Игорь Панков. – Люди боятся, но я устал бояться. Многие верят в нашего президента хорошего, хотя за 16 лет правления он показал, что это за президент, что это за власть в реальности. Власть воровская, власть – беспредельная. Путин – хороший артист, он хорошо играет на публике, рассказывает хорошо, а люди верят в него. Когда до них дойдёт, что это преступник, то будет уже поздно. Хотя уже поздно».
Несмотря на то что многие заводчане боятся увольнений, недовольны своей зарплатой и уровнем жизни, они понимают реальное положение дел на предприятии и надеются на лучшее. При этом претензии к руководству УВЗ от людей практически не звучат. В отличие от организатора митинга Ильи Коровина, многие винят в ситуации в стране высшую власть. Даже Елена Сергеевна, симпатизирующая приезжавшему в Нижний Тагил президенту, считает, что российское руководство «слишком много помогает Сирии и Донбассу», а не своим гражданам. Многие из напуганных в 2011 году «белоленточным» движением заводчан, вышедших тогда с митингами в поддержку Владимира Путина, заметно поменяли свои взгляды. Им всё ещё нужна обещанная властью стабильность, но они понимают, что «ехать в Москву на танках» за ней бессмысленно – экономические проблемы страны и их родного УВЗ кроются не в давно заглохших митингах «креативного класса». Популярность президента среди них по-прежнему высока, многие по-прежнему выпускают пар в курилках своих цехов, но всё чаще одобряют отстаивающих свои права дальнобойщиков, протестующих против системы «Платон».
Авторы: Антон Селиверстов, Марк Грачиков