В Нижнем Тагиле возродилась старообрядческая община. Кто это такие и зачем им это нужно?

Старообрядческая православная община Нижнего Тагила официально зарегистрировалась в Министерстве юстиции. Сейчас председатель готовит письмо на имя главы города Сергея Носова, чтобы получить участок земли для строительства храма. Проект уже создан, по предварительной оценке, стоимость возведения объекта – 18 миллионов рублей.

«Нижний Тагил создавался усилиями староверцев, которые осваивали Урал ещё при Демидовых. После раскола Русской церкви в XVII веке они были вытеснены, но сейчас пошёл обратный процесс. У жителей Тагила и пригорода появилась потребность в том, чтобы познать духовные истоки и вернуться к вере своих отцов и дедов», – рассказал председатель Нижнетагильской общины Русской православной старообрядческой Церкви Павел Петров агентству новостей «Между строк».

По словам Петрова, община в Нижнем Тагиле пока насчитывает чуть больше десятка людей.  Они вынуждены ездить на службы в ближайшие поселения, где есть соответствующие их обрядам храмы: в Екатеринбург, Невьянск и посёлок Баранчинский. В Нижнем Тагиле Московским патриархатом Русской православной церкви для старообрядцев предусмотрен храм Николая Чудотворца на Гальянке. Но он не подходит, поясняет Петров, поскольку является единоверческим.

«Мы всё-таки отличаемся, и дело тут не только в манере крещения, эти отличия – фундаментальные. Мы с уважением относимся к Тагильской епархии, но Единоверие – это попытка найти компромисс между нововерами и староверами, которая не подходит нашим потребностям. Дружба и сотрудничество – это хорошо, но службы в единоверческих храмах всё равно не соответствуют нашим канонам. Получается, что для нововерцев есть свой храм, и общий храм есть, а староверческого храма нет. Нелогично, что в одном из крупнейших городов Урала нет алтаря, где старообрядцы могли бы проводить свои службы», – говорит священник Баранчинского храма отец Михаил.

В Нижнетагильской общине надеются повторить опыт соседей из Баранчинского. Храм Вознесения Господня там был построен в 2001 году, через три года после создания местной общины. По словам председателя Сергея Душина,баранчинские староверы вели строительство за счёт средств и сил прихожан, а также помощи сочувствующих – деньги из муниципального бюджета не потребовались.

«Мы и не просили денег у чиновников. Сами решили, что нужен храм, и сами строили. Я, когда осматриваю здание, могу поимённо вспомнить, что и кем было сделано. Даже сметы никакой не было, постепенно возводили здание, и с Божьей помощью всё удалось. Сейчас сюда уже ходят наши дети», – говорит Душин.

Тагильские староверы уже присмотрели три походящих участка для строительства храма: зона между улицами Рудянской, Тагильской и Кирова, дом купца Аксёнова на проспекте Ленина или место в посёлке Фатеево.

«Первое – это историческая зона Тагила. Дом купца Аксёнова раньше был старообрядческим храмом, а в Фатеево, согласно справкам, ещё до основания Тагила существовало поселение уральских старообрядцев. Мы надеемся получить землю на одном из этих участков, это было бы справедливо с исторической точки зрения», – говорит Павел Петров.

Проект здания храма разработал бывший архитектор «Тагилгражданпроекта» и «Тагилартпроекта» Борис Пономарёв. Он сам потомственный старообрядец и ранее спроектировал несколько храмов на Урале, в том числе невьянский храм во имя Всемилостивого Спаса. Храм в Нижнем Тагиле будет носить название «Явления иконы Пресвятыя Богородицы Казанская».

«Мы сейчас собираемся в офисе компании одного из членов общины, а это не слишком способствует тому, чтобы принимать прихожан, и делает проведение служб абсолютно невозможным. Уверен, как только храм будет построен, будут и прихожане. Разрешением на землю мэрия нам бы очень сильно помогла. У нас нет никаких сомнений, что Сергей Носов одобрит наше прошение и даст нам землю под строительство, а Тагильская епархия его в этом только поддержит. Пока не совсем ясны вопросы по финансированию строительства, но тут мы рассчитываем исключительно на свои силы и помощь Бога», – говорит Павел Петров.

По мнению Павла, возведение старообрядческого храма в Нижнем Тагиле восстановит историческую справедливость и позволит местным жителям «заполнить духовную пустоту по традициям предков».

«Я вижу, как мои земляки пытаются успокоить тревоги в своей душе, но не все из них находят ответы в Православной церкви. Так было и со мной. В молодости я увлёкся наркотиками, что привело меня к преступлению. Когда меня судили за кражу, я понял, что ниже падать некуда. После освобождения в попытках измениться я начал ходить в Православную церковь, но не смог испытать от этого настоящих чувств, –  вспоминает Петров. – Думаю, сказалось то, что мой отец был старовером, новых обрядов не принимал, и я подсознательно отвергал новую веру. Я начал изучать старообрядчество и шесть лет назад понял, что это моё. Думаю, многие испытают то же самое, когда станут свидетелями литургии по старым обрядам».

Сейчас у Павла Петрова строительный бизнес. Его младший брат занимается web-разработками. Другой член общины – Илья Ермаков – тоже коммерсант, работает в рекламной сфере. По их словам, такая работа в духе традиций старообрядцев.

«Государственные и военные чины староверы занимать долгое время не могли, поэтому реализовывали себя в купеческом деле и производстве. Мои знакомые и коллеги нисколько не смущаются, если узнают, что я старовер. А чаще они даже и не знают, я этого не выпячиваю. По бороде тоже не определишь, они сейчас в тренде. Многие ведь ещё не различают тонкостей в православии. Некоторые при слове “старообрядцы” представляют каких-нибудь поклонников Перуна, язычников», – объясняет Петров-младший.

У Ильи Ермакова двое детей. У отца Михаила – шестеро.

«Вот это я понимаю – жизнь, когда дома – самый настоящий праздник. У старообрядцев это очень распространено. У кого по шесть, у кого по пять ребятишек, по четыре. Двое-трое считается немного», – говорит Илья. 

В храме, где настоятельствует отец Михаил, из пятидесяти прихожан почти половина – дети и подростки. Для них здесь действует воскресная школа. Дети читают Писание, беседуют со священником. Те, что постарше, помогают Михаилу вести службы и разучивают знамённые распевы – древнерусский вид пения со специальными знаками.

«Дети постепенно перенимают наши дела. Это самое главное – то, что у нас есть, кому передать достояние. Но ещё мне очень нравится, что мужчин стало больше ходить в храм. Как-то так повелось, что в этом плане женщины поактивнее. Но вот у нас сейчас примерно поровну женщин и мужчин. Это хороший знак», – рассказывает председатель общины.

«Как бы ни давили веру наших предков, они её сохраняли. Гнали, вытесняли, выдавливали, но они уходили вместе со своими обычаями. С такой точки зрения, в этом и заключается принципиальная неуступчивость староверов – долг перед отцами хранить то, что сохранили они», – говорит Павел Петров.

Агентство новостей «Между строк»