В борьбе за историческое место

Слухи о переносе школы № 32 в другой район ходят по городу уже давно. Вопрос о ремонте, реконструкции, строительстве нового учебного здания поднимался неоднократно. По словам Татьяны Артамоновой, руководителя некоммерческого партнерства «Социальная поддержка школы № 32», разговоры начинались еще при Николае Диденко.

«Моя дочка тогда только поступила в первый класс, а сейчас она уже учится в ВУЗе. Уже тогда было ясно, что здание школы необходимо ремонтировать, а финансов не было. В 2005 году школу даже хотели лишить лицензии, аргументируя тем, что она не пригодна для обучения. Но родители во главе с новым директором Галиной Анатольевной, просто стали стеной на защиту образовательного учреждения. Школу отстояли, но денег, как понимаете, не добились».

Чтобы привести здание в человеческий вид, в 2007 году было создано некоммерческое партнерство, куда вошли родители учащихся, бывшие выпускники. В рамках своих возможностей энтузиасты наводили и продолжают наводить порядок в школе, но ресурсы не безграничны.

«Понятно, что здесь нужен капитальный ремонт. Бытовые условия просто не позволяют сделать какие-то вещи. Взять те же окна, да, возможно, мы могли бы частично их поменять, но тут вопрос в другом: страшно, что стены просто могут рухнуть, если начать производить какие-то манипуляции», - рассказывает Татьяна Артамонова.

   

Вопрос о будущем школы остается дискуссионным. Комментировать ситуацию о том, что ожидает образовательное учреждение, пока не берется и директор Галина Масликова, поскольку конкретных решений еще нет. Однако родители, всерьез обеспокоенные переносом здания на Гальянку, обратились к главе Нижнего Тагила Сергею Носову с просьбой решить проблему. По их мнению, школа должна оставаться на том месте, где она стоит сейчас.
Выслушав мольбы граждан, градоначальник заявил, что переживать и тратить нервы по данному поводу пока рано. Ибо ажиотаж есть, но вопрос финансирования пока не решен. Тем не менее, Сергей Носов пообещал консулу Германии Андреасу Классену, который не так давно посещал наш город, что к 80-летнему юбилею легендарная школа получит новое здание, и не где-нибудь, а именно на ГГМ.

«Да, сроки сжатые, но у нас есть такая традиция — к юбилейным датам много успевать. Новое здание школы № 32 планируют построить в строящемся районе «Александровский», недалеко от госпиталя восстановительных технологий», - заявлял раннее мэр.

При этом главу города немного удивил факт того, что консул Германии в курсе проблемы. О чем он сообщил горожанам в прямом эфире радиостанции «Экофонд».
«Откуда он знает - непонятно. Хотя вопрос не в этом. Вопрос в физическом состоянии школы, ее износе, здесь решение за специалистами, но проводить косметические ремонты, я считаю безответственным. Даже, если оставлять школу на ее историческом месте и приводить в порядок в соответствии с нормами и правилами, понадобится достаточно много времени. Для уважаемых родителей, которые сегодня переживают, это вопрос просто отпадет, потому что их дети уже закончат школу. Сейчас могу сказать прямо, что вопрос финансирования строительства школ на ГГМ или еще где-либо, пока не стоит. Есть понимание, что нам надо строить новые школы вслед за детскими садами, хотя бы потому, чтобы привести в порядок такие старые, как 32-ая».

«Здесь стены пропитаны добротой и стремлением к учебе…»
Валерия Михайловна Ляшенко проработала в этой школе 41 год, 33 из них женщина была завучем по немецкому языку. По словам педагога, здесь прошла вся жизнь, поэтому проблемы 32-ой, до сих пор воспринимает с особой болью.
«Я тесно общаюсь с педагогическим составом школы, тут даже вела несколько уроков, просили заместить учителя, конечно, я в курсе всех событий».

- А вопрос-то наболевший, проблема возникла не сиюминутно…
- Да. Капитального ремонта в школе не было вообще, был полуремонт в 1965 году, мы тогда еще полгода учились в разных школах. Отремонтировали чердак, во всех классах провели воду, сменили пол в коридоре. Переделаны были маленькие комнатки в конце коридора, это был ремонт, который позволил нам жить более или менее прилично, но капитальным его не назвать.

- То есть больше школу в порядок не приводили?
- Вот в 1992 году к нам приезжали немцы. У нас появилась плитка, на сегодняшний день она, конечно, поганенькая, помню, договорились, чтобы этой плиткой нам отделали вестибюль, надо было хоть какое-то «лицо» школе создать. Рабочие приступили к кладке, так штукатурка сразу начала рушиться, а пыль пошла вверх, настолько все было старое. Вот это все переделки, еще в 1966 году был пристроен во дворе спортзал. А здание стоит с 1936 года, в этом здании 700 человек ежедневно прыгает и скачет, и слава тебе, Господи …

- Сейчас говорят, что еще и участка для школы не хватает, по новым стандартам.
- Да, я в курсе. У нас был раньше шикарный сад, там была даже яблоня посажена, ее вывели дети вмести с учительницей по биологии. До угла, где сейчас срочная фотография, все была наша территория.

- Забрали?
- Вдруг за лето, на месте нашего сада «Пластмасс-завод» построил дом. Потом, вроде бы в 1991 году, директору Галине Робертовне предлагали здание детского садика, который сейчас используется соцслужбами, но она отказалась, не посоветовавшись с нами. А ведь можно было сделать переход и полностью перевести туда начальную школу. Тогда бы территория была огромной, но время ушло. По сегодняшним СанПинам места не хватает, площадь не позволяет воспитывать такое количество детей.

- Что-то можно сделать?
- Андрей Солтыс, выпускник нашей школы, предлагал неплохой вариант. Он хотел что-то приспособить к крыше, брался за проектирование. Я плохо разбираюсь в этих вещах, ну, так понимаю, что там предполагалась какая-то решетка. За счет этой достройки мы могли бы увеличить площадь нашего участка, не знаю, является ли этот вариант выходом из положения, думаю, это был бы плюс, но, как видите, пока ничего. Если же перенести здание в другое место, могу с уверенностью сказать, это будет уже не 32-ая школа, от нее останется только номер, а так это будет другое учебное заведение. Сейчас сюда ездят дети с Вагонки, с Техпоселка, с Шайтанки, с Верхней Салды, добираться на ГГМ им будет сложнее. Кроме того, на Гальянке уже есть одна гимназия, а иметь две такие сильные школы в спальном районе… ну это тоже чем-нибудь грозит. Нашей школе скоро будет 80 лет, мы все настолько привыкли к ней, невозможно представить, что она переедет в другое место.

 

- Вопрос пока не решен, финансов нет, пока только понятно, что новые школы надо строить, как вариант предложили на ГГМ.
- Потому что в городе места нет. Была бы у нас площадь несколько больше, такой бы вопрос не поднимался. Пусть лучше наша школа будет на несколько человек меньше, но здание должно остаться именно здесь.

- А педагогический состав, вообще, как настроен, вы ведь общаетесь с бывшими коллегами?
- Конечно, школа вся будет голосовать за это место: и дети, и родители, и учителя. Если придется переехать, то это будет вынужденный переезд. А так не сомневаюсь ни секунды, что даже те, кто живет на Гальянке, будут отстаивать эту территорию. У нас уже был подготовлен проект новой школы, он был согласован и одобрен, но была проблема в финансировании. Мы уже все видели, как может выглядеть здание, счастье было безмерное, но повлияли какие-то внешние обстоятельства, реконструкции не случилось. Сегодня говорят, что площади не достаточно… Не знаю, что будет дальше.

- Реконструкция вопрос не простой. Учеников все равно надо будет куда-то разместить.
- Да, когда шел разговор о новом проекте, была полусвободна школа № 68, там расформировывались классы. Это был отличнейший выход из положения, мы могли бы пару лет «перекантоваться» там, но в 68-ую перевели техникумовскую школу.
По словам Валерии Михайловны, внутри 32-ая очень уютная, прибранная, домашняя, а вот снаружи напоминает Дом Павлова. Тем не менее, родные стены настолько намолены, что их нельзя заменить. Меняется коллектив, меняются дети, но остается история…
- Здесь стены пропитаны добротой и стремлением к учебе. Дети с добром идут на занятия. А уж сколько у нас успешных, известных выпускников...

- Ну да, начиная с Булата Окуджавы…
- Не только с Окуджавы, может начать с Ангелины Константиновны Гуськовой, они с Булатом Шалвовичем учились в одном классе, продолжали общаться с ним в Москве, пока он был жив. Школу № 32 закончил известный режиссер Валерий Огородников, ныне покойный, до сих пор не могу смириться с этой потерей, такой молодой, талантливый… Многие наши ученики сейчас занимают руководящие должности, а еще хочется сказать, что все выпуски как-то держатся друг за друга, ведь все они птенцы, вылетевшие из одного гнезда, расположенного по адресу Карла Маркса, 67.

Автор: Оксана Исупова