Сотрудники Нижнетагильского драмтеатра собрали 280 подписей под обращением к Путину с просьбой помиловать замдиректора

Начало сезона в обновлённом здании Нижнетагильского драматического театра оказалось омрачено для творческого коллектива событием, из-за которого сотрудники написали письмо президенту России Владимиру Путину, собрав под ним 281 подпись. Один из ключевых работников, принявший активное участие в реконструкции - заместитель директора по хозяйству Герман Горнаков - уволился перед самым началом сезона.

«Я был участником аварии, о которой, по-моему, два года назад говорил весь город. Сразу после суда, вынесшего обвинительный приговор, я уволился из театра. Не хочу, чтобы эта тень коснулась учреждения культуры. То, что меня приговорили к реальному сроку лишения свободы, честно говоря, стало неожиданностью. Всё время ремонта я провёл на работе, вникал в технические особенности нового оборудования, чтобы потом работать на нём и научить подчинённых, но, видимо, не судьба».

Ночью 27 июля 2013 года на Уральском проспекте спортивный мотоцикл Suzuki GSX-R 1000 на большой скорости влетел в «Шевроле Ниву». От удара мотоцикл отбросило на бордюр и разорвало на две части. Байкер погиб на месте, пассажир, его дочь, получила травмы, несовместимые с жизнью, и скончалась в больнице. 10-летняя девочка, которой садиться на мотоцикл запрещено по закону, ехала без шлема. Позже экспертиза установила, что в крови мужчины был алкоголь.

За рулём «Нивы Шевроле» находился 43-летний Герман Горнаков, заместитель директора драматического театра по хозяйству. Вместе с ним в машине были 17-летний сын и мама-пенсионерка.

После масштабного ремонта дорог в 2013 году Уральский проспект стал любимым местом гонщиков – ровный, прямой, а в ночное время безлюдный. Любители быстрой езды предпочитали не замечать ограничение скорости на этом участке - 40 км/ч. В тот вечер «Нива» выезжала с улицы Пришвина, Герман собирался отвезти маму домой. На нерегулируемом перекрёстке машина остановилась, и водитель больше минуты выбирал момент, чтобы выехать на проспект. В 23:30 движение не было оживлённым, на ближайшем светофоре, в 600-х метрах от «Нивы», горел красный. Герман уже завершил манёвр и выехал на главную дорогу, когда услышал громкий хлопок и звон стекла. Ни пассажиры, ни водитель сначала не поняли, что произошло.

«Откуда он взялся?! Никто не мог понять. Ни я, ни сын, который сидел рядом, не видели мотоциклиста. Очевидцы тоже удивлялись, потому что он пронёсся за секунды – никто его не заметил».

Согласно техническим характеристикам, спортивный мотоцикл Suzuki GSX-R 1000 способен развивать скорость до 275 км/ч. Из материалов дела известно, что стрелка тахометра разбитого мотоцикла остановилась на 9000 оборотов двигателя в секунду, что соответствует скорости движения от 102 км/ч до 227,5 км/ч. Дополнительная судебная автотехническая экспертиза установила, что «скорость мотоцикла «Сузуки» перед столкновением была более 76 км/ч, при этом эксперт не исключает, что скорость перед столкновением могла быть равной или более 89-102,3 км/ч».

«Эти результаты экспертизы ничуть не противоречат тому, что он мог ехать и 200 км/ч, ведь в документе сказано «равной или более», - объясняет осуждённый. – Но суд принимал во внимание минимальные значения, которые, впрочем, всё равно свидетельствуют о том, что мотоциклист в состоянии алкогольного опьянения значительно превысил допустимую скорость».

«Понимаете, водитель "Сузуки" нарушил всё, что только можно было, - говорит защитник Горнакова Виктор Мастеренко. - Он ехал в состоянии алкогольного опьянения, со значительным превышением скорости, перевозил ребёнка на заднем сидении мотоцикла без шлема и к тому же не имел прав на управление данным транспортным средством, а мотоцикл был не зарегистрирован и не прошёл техосмотр. Водительских прав категории В (на управление легковым автомобилем - прим.ред.) он был лишён в начале лета».  

Первый суд оправдал водителя «Нивы», приняв во внимание показания свидетелей и характеристики обоих водителей. Но родственники мотоциклиста, считающие себя пострадавшей стороной, подали апелляцию. Дело было отправлено на доследование.

«Некоторые следственные действия проводились некорректно, - говорит адвокат осуждённого. – Например, осмотр места происшествия провели зимой. В рамках данного следственного действия следователь установил пределы "видимости проезжей части пр. Уральский". Участникам было предложено разглядеть статиста в чёрной одежде на фоне заснеженной дороги!! И следствие пришло к выводу, что водитель "Нивы" не мог не заметить мотоцикл в сумерки на сером асфальте, ничто не мешало его обзору.  Заметим, ДТП произошло летом в 23:30. То есть в момент аварии были сумерки, мотоциклист сливался с окружающим фоном, а пределы "видимости" проверяли в зимний день, в светлое время суток на заснеженной дороге! Суд счёл допустимыми такие "доказательства"».

Свердловский областной суд согласился с обвинительным приговором Ленинского районного суда: Горнакова осудили на 3 года лишения свободы и постановили выплатить семье пострадавшего компенсацию – 600 тысяч рублей.

 «Суды не дали должной оценки всем значимым обстоятельствам уголовного дела. Положительные характеристики Горнакова как будто не заметили. У него 5 лет водительского стажа, ни одной аварии, 6 штрафов за всю жизнь. Он не был злостным нарушителем закона, просто остался жив и, видимо, поэтому должен быть наказан. Зачем изолировать от общества человека, который не представляет опасности? В этом вообще нет логики».

За своего бывшего коллегу и руководителя вступились работники драматического театра, они направили президенту Владимиру Путину письмо, под которым подписались более 280 человек.

«Искренне благодарим Вас за участие в судьбе нашего театра! С Вашего благословения и под Вашим патронажем он реконструирован всего за 1 год и 5 сентября открывает сезон.  Это знаковое, радующее всех тагильчан событие. К сожалению, для коллектива театра оно омрачено тем, что нарушены права замдиректора по АХЧ Г.В. Горнакова - человека, участие которого в проведении ремонта невозможно переоценить. (…) Мы понимаем - за гибель ребёнка должен ответить виновный, но решение суда считаем несправедливым. Вину с Горнакова необходимо снять, так как из показаний свидетелей ДТП ясно: мотоциклист был пьян настолько (2,05 промилле), что  мог врезаться в столб, и лишь по трагической случайности на его пути оказалась машина Горнакова. Кроме того, ехать с пьяным девочке позволила  мать, вина которой за её гибель столь же косвенна, сколь  вина Горнакова. 

Мы обращаемся к Вам не только потому, что осуждённый – высокопрофессиональный специалист, грамотный руководитель, необходимый в театре сегодня, когда происходит  пуск всех его систем. Мы просим Вас не оставлять без внимания явные нарушения прав человека, пострадавшего от чужого пьянства и лихачества».

«Эта страшная авария разрушила столько жизней, стольким семьям принесла боль, - говорит Герман Горнаков. – Я уволился из театра сразу после приговора Областного суда. Не знаю, смогу ли я когда-нибудь снова сесть за руль… Во мне очень многое поменялось за это время, я столько мыслей передумал… Возможно, выезжай я в тот вечер чуть раньше или позже, всё было бы иначе, он бы нашёл свой столб или забор или, не дай бог, убил бы ещё кого-то».

Сейчас Герман Горнаков ожидает отправки в колонию-поселение, а сторона защиты готовит жалобу в кассационную инстанцию.

Автор: Вера Остроумова

Фотографии из архива драматического театра