«Поносовские» дороги, или Стресс-карта тагильского водителя. Часть 1

Весна 2016 года станет ключевой вехой правления Нижним Тагилом команды Сергея Носова. Даже ярые поклонники мэра города не могут отрицать – состояние большинства тагильских дорог ужасающее. В конце марта с критикой дорожного покрытия второго по величине свердловского муниципалитета выступили члены Совета при Президенте РФ по правам человека, отметившие, что таких страшных дорог не видели нигде, а в Нижнем Тагиле будто прошла война. Мэрия пытается сгладить негатив, переводя ответственность на областные власти, и заявляет, что городу требуется 4-5 млрд рублей для приведения дорог в порядок. Отремонтированные после избрания мэра Носова в 2013 году за сотни миллионов рублей дороги, впрочем, тоже разрушены, а жители уже не верят, что даже при наличии финансирования извечная проблема может быть решена. Описывая эмоции, которые они испытывают за рулём своих авто, тагильчане чаще всего произносят слово «стресс», а в народе уже появился достаточно грубый, но ёмко отражающий действительность неологизм – «поносовские дороги». Журналист АН «Между строк» Павел Булатов и наш редакционный водитель Виктор попытались проехать по основным транспортным магистралям Нижнего Тагила и оценить «с точки зрения рядового автомобилиста» главные ямы, лужи и выбоины. В результате у нас получился небольшой спецпроект, целью которого являлось составление своеобразной «стресс-карты» тагильского водителя, а не экспертного заключения. В первой части – о дорогах и бездорожье Дзержинского района.

 «Сейчас я тебе покажу самые весёлые места на Вагонке», – обещает наш редакционный водитель Виктор.

Начать тест-драйв тагильских дорог мы решили с Дзержинского района. Вагонка долгие годы славилась качеством дорожного покрытия. Градообразующее предприятие «Уралвагонзавод» всегда старалось следить за дорогами в районе, но, видимо, и у него настали непростые времена. Сразу уточним, согласно ГОСТу Р 50597-93, утверждённому постановлением Госстандарта России N 221 от 11 октября 1993 года, выбоины на проезжей части не должны превышать по длине 15 сантиметров, по ширине – 60 сантиметров и по глубине – 5 сантиметров. Крышки люков и железнодорожные рельсы не должны выступать выше уровня дорожного покрытия более чем на 2 сантиметра. В 2011 году Росстандарт принял документ, согласно которому нормой считаются ямы длиной до полутора метров, шириной – до полуметра и глубиной – до 7 см.

Забудьте о ГОСТах и стандартах, если вы в Тагиле. Улица Володарского встречает своих гостей неприятными и глубокими рытвинами.

Постоянные клиенты вагонского «Мегамарта» знают: эту лужу нужно форсировать только по правому краю.

Ещё пару лет назад на этой дороге отжигали байкеры, теперь автомобилисты стараются без особой надобности сюда не соваться.

Улица Добролюбова соединяет Вагонку с микрорайоном Девятый посёлок. Зимой здесь ездят только джипы, впрочем, как и летом.

Подводные рельсы напротив «Мегамарта». В конце октября в этом месте из-за вздувшегося асфальта с рельсов сошёл трамвай.

А вот и сам «речной» трамвайчик.

Водитель джипа передумал подъезжать к детской поликлинике. И правильно – не зная броду, не суйся в воду.

Улица имени Ивана Васильевича Окунева, возглавлявшего «Уралвагонзавод» в 1949-1969 годах.

Добавим, на ремонт улицы Окунева в 2013 году на участке от Ильича до проспекта Вагоностроителей было потрачено 7,6 млн рублей. Ещё почти 3,5 млн рублей в том же году было выделено на ремонт внутриквартальных проездов, примыкающих к данной улице.

Центральная проходная УВЗ. Участок от улицы Ильича до начала Салдинского шоссе можно смело называть «танковой дорогой».

Именно в этом месте периодически проезжают боевые машины с территории УВЗ на полигон Салита, доставляя кучу неприятностей автомобилистам.  

Самые ужасные дороги на Вагонке находятся в районе Хлебозавода №1 («Тагилхлеб») и бани. Без преувеличения можно сказать, что ездят по ним только настоящие смельчаки. Эпицентром плохих дорог традиционно является так называемый «частный сектор». Сюда чиновники заезжать не любят.

Исинский тракт. Даже дорога на кладбище оказывается для тагильчан нелёгким испытанием.

Депутат Госдумы Александр Петров, собравшийся переизбираться от Нижнего Тагила, с улыбкой смотрит с плаката на огромную яму в районе «Универсама».

Улицы Тимирязева, Чайковского, Коминтерна и Энтузиастов выглядят, как после артобстрела.

«Можно я здесь не поеду!?» – взмолился наш водитель.

Объехать некоторые ямы можно только по другим ямам.

Асфальт раскрошился до бетонных плит, образовав естественный водосток.

«Задраить люки, приготовиться к погружению!», – командует Виктор перед форсированием очередной водной преграды.

Лунный ландшафт улиц Калинина, Зари и Парковой.

В 2013 году на 26,6 млн рублей отремонтировали улицу Юности. Зари, Круговая и Калинина обошлись налогоплательщикам почти в 84 млн рублей. В 2015 году повезло улицам Максарёва и Пихтовой, а также Орджоникидзе. На их ремонт, в общей сложности, было потрачено 57,5 млн рублей.

Справедливости ради нужно сказать, что основные транспортные магистрали района находятся в удовлетворительном состоянии. Проспекты Ленинградский, Вагоностроителей и Дзержинского ещё держат весенний удар. Улицы Ильича, Юности и Зари также пока не доставляют особых хлопот автолюбителям. Две основные дороги от Вагонки до центра города оцениваются автолюбителями как «нормальные».

А вот Северное шоссе, ведущее к одноимённому посёлку, напоминает «дорогу жизни», разбомбленную фашисткой авиацией. Двигаться по ней нужно крайне аккуратно.

Центральная улица Щорса полностью покрыта ямами и выбоинами.

Не лучше ситуация на улицах 9 января и Почтовой. В ненастную погоду большинство улиц посёлка превращаются в каналы, а автомобили – в лодки.

А от улицы Бирюзовой осталось только красивое название.

Под каждой лужей скрывается довольно внушительная яма. Кто-то из заботливых автовладельцев обозначил наиболее опасное место использованной покрышкой.

Северный посёлок остаётся своеобразным гетто, «куда не летают самолёты и не ходят поезда»: общественный транспорт ходит здесь крайне редко, а около двух недель назад, после поломки, «Уралвагонзавод» отменил служебный автобус, развозящий рабочих в утренние и ночные часы.

Мы постарались схематично изобразить на карте степень изношенности тагильских дорог. Красным цветом обозначены участки, где, по нашему мнению, дела обстоят хуже всего. Зелёными линиями мы указали дороги, которые пока ещё пригодны для проезда. Мы понимаем, что всё относительно и к моменту выхода публикации на «зелёных» дорогах могли появиться существенные недостатки (объезд Вагонки и Северного проходил 3-4 апреля. – Прим. ред.).

Разумеется, мы не стали производить замеры каждой ямы, этим обязаны заниматься специалисты. Но даже невооружённым взглядом видно, что большинство выбоин не соответствуют никаким ГОСТам. В середине марта глава города Сергей Носов провёл совещание по поводу гарантийного ремонта дорог с участием руководителей дорожно-строительных организаций, осуществлявших ремонт дорог в разных районах Нижнего Тагила в прежние годы. Подрядчики пообещали мэру, что гарантийный ремонт дорог будет закончен к 1 июня. Посмотрим.

Автор: Павел Булатов

Фото: Павел Булатов, google.ru