Никого не ждут - берут и делают

Автор: Наталья Вахонина

Группа тагильчан иневьянцев своими силами отреставрировала памятник «Павшим за Советскую Родину»рядом с Наклонной башней. Об этом мало писали областные СМИ, журналистыпутались в именах энтузиастов, поэтому найти их оказалось непросто.

Максим Ветошкин – тагильчанин,который придумал и организовал акцию по спасению разрушающегося мемориала.38-летнему бизнесмену, отцу троих детей, в общем-то, есть, чем ещё заняться вжизни. У его фирмы по изготовлению памятников 5 филиалов в Свердловскойобласти, поэтому Максима сложно застать на месте. Но он находит время наобщественную деятельность и на спортзал. Фамилия Ветошкиных в Нижнем Тагиле известна– отец и брат Максима – саксофонисты. «Толькомне лопату в руки дали», - шутит бизнесмен.

- Почему именно в Невьянске выбрали памятник?

- У меня бизнес в 5городах Свердловской области. И в Невьянске я бываю каждый день, от Тагилаполчаса езды всего. Там у меня часть коллектива поддержала мою затею, плюс изТагила несколько человек приезжали. Представляете, этот памятник «Павшим заСоветскую Родину» стоит около Невьянской башни! Туда туристы ездят, иностранцы,немцы те же, а тут этот полуразрушенный памятник. Ну, стыдно же! Я вообще нанеухоженные, разрушающиеся памятники не могу спокойно смотреть, у меня этопрофессиональное.

- Это была рекламная акция вашей фирмы?

- Нет, ни в коем случае!Я вообще не собирался нигде светиться. И название фирмы, и фамилию своюжурналистам не хотел называть. Правда, нас в Невьянске уже вычислили (смеется).Но я это затеял не с целью прорекламироваться. Да, у меня бизнес в сфереритуальных услуг, мы занимаемся установкой памятников. Я 20 лет в этой областиработаю, у нас собралась команда профессионалов, и наш опыт позволил намзамахнуться на такой проект. Но это наш гражданский поступок, а не реклама.

- То есть, вот захотел человек отремонтироватьпамятник в центре города, пришел в администрацию, там ему сказали: «Делай»?

- Этот памятник числитсяна балансе «Невьянского машиностроительного завода». Я встречался сруководителем предприятия, он сказал мне, что они пытаются поддерживатьмонумент, к  Дню Победы всегдаподкрашивают и штукатурят, но у них нет специалистов, которые могли бы провестиреконструкцию. Поэтому он был не против, когда я предложил своими силамиотремонтировать. В администрации Невьянска тоже поддержали, ну на словах,конечно. В общем, все отнеслись хорошо, никто не мешал. Этот памятник в 1967году строили местные рабочие, скульптором был местный учитель черчения АлексейНадтока. И с 67-го года его только подкрашивали и замазывали дыры.

- Сколько времени понадобилось?

- Я как-то поздно это всёпридумал. У меня дочка 30 марта родилась, Елизавета, и мне хотелось какой-тотакой поступок совершить, как-то этот 2013 год для себя отметить, оставить следв истории, если можно так сказать. В апреле я и придумал отремонтироватьпамятник. 16 апреля начали, закончили 8 мая в 23:30. Это гонка была, мы оченьторопились, глава администрации Невьянска приезжал накануне Дня Победы,спрашивал, успеем ли. Просто мы планировали немножко его мрамором выложить,подштукатурить, подкрасить, а в процессе он посыпался, ну там материалы старыеочень. И мы поняли, что, если делать, то по-настоящему, ну и ввязались там внастоящую реконструкцию.

- Внешний вид памятника, конечно, сильно изменилсяв лучшую сторону. Похорошел.

- Мы хотели сначаламраморной плиткой его выложить. Потом я решил, что делать надо всерьёз инадолго, поэтому взяли гранитную плитку. А она в 6 раз прочнее мрамора! У насвсе свёрла кончились в Невьянске, мы ездили в Тагил за свёрлами. Примерно 150штук использовали. Представляете, за 16 дней в 12 человек мы сделали это! Естьгордость за свой коллектив.

- Долго простоит теперь памятник? Дальше кто занего отвечать будет?

- Сто лет простоит. Этоже гранит – очень прочный материал. Но мы взяли шефство над ним, будем следить,чтоб всё хорошо было. Ну, и хочу к следующему 9 мая на пустое место напостаменте Орден Красной Звезды что ли сделать. А то как-то пусто.

- Где-то в СМИ прошла информация о том, чтопамятник так изменился, что теперь городские власти не смогут его взять набаланс, потому что он не совпадает с описанием в документах.

- Это неправда. Кто-тохочет сенсаций, но их тут нет. Памятник стоит на балансе завода и будет стоятьи дальше. А у представителей администрации и завода претензий к нам нет, толькослова поддержки. И местные ветераны очень благодарны.

- Сколько стоит отреставрировать такой памятник?

- Учитывая, что у насмного собственных материалов, тот же гранит и цемент…  Ну, недешево это, но и не заоблачная сумма.Плюс за работу те же маляры из Невьянска взяли чисто символическую оплату,потому что все же за идею.

- Ну, это десятки или сотни тысяч рублей?

- Двести тысяч по моимподсчётам. Но я хочу подчеркнуть, что сумма не играла роли, для меня важно былосделать это. Всё-таки День Победы, такой праздник.

- А у вас в семье кто воевал?

- Отец моей мамы. Ондошел до Берлина на танке! Точнее, сменил 3 танка, и дошел. И обратно вернулся.Но я его не застал, позже родился.  

- Максим, активная гражданская позиция касаетсятолько памятников или проявляется во всем?

-Памятники – это профессиональное. Они мне интересны, я к ним неравнодушен. Ужезаметил в Верхней Салде один полуразрушенный, буду узнавать, можно ли емупомочь. Я вообще считаю, что, если это в моих силах, то почему бы не сделать?Чем ждать кого-то. И ведь это так вдохновляет, так приятно самому осознавать,что мы сделали то, что ещё очень долго будет радовать людей. 

PS: Редакция Агентства новостей "Между строк" считает поступок активистов достойным рубрики "Доска почёта".