МВД проверит крупнейшую сделку «Уралвагонзавода» с «дочкой» РЖД

МВД проводит проверку заключённой в марте 2016 года сделки Федеральной грузовой компании (ФГК) по аренде 27,2 тысячи полувагонов у «дочки» «Уралвагонзавода» «УВЗ-Логистик», со ссылкой на три источника в железнодорожных операторах — конкурентах «УВЗ-Логистик» и представителя «Ростеха» пишет РБК.

Близкий к УВЗ источник отмечает, что после того, как «Уралвагонзавод» перешёл под контроль «Ростеха», госкорпорация провела аудит компании и предварительная оценка показала, что вагоны сдавались в аренду «по заниженной цене», что привело к упущенной выгоде. После этого госкорпорация инициировала проверку в правоохранительных органах, добавил собеседник РБК. Представитель «Ростеха» подтвердил, что «проверка проходит по инициативе госкорпорации при содействии службы безопасности "Ростеха"». Размер упущенной выгоды он не раскрыл.

Представитель ФГК также подтвердила факт проверки.

«Инициированная проверка не касается деятельности ФГК, а относится к периоду работы Дмитрия Еремеева на посту гендиректора "УВЗ-Логистик", который в апреле 2016 года был назначен заместителем гендиректора ФГК по совместительству. ФГК оказывает всестороннее содействие в предоставлении необходимой информации уполномоченным органам», — сообщила представительница ФГК.

Еремеев покинул пост заместителя гендиректора ФГК в 2017 году по собственному желанию, добавил она.

В конце декабря 2017 года гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов отмечал в интервью «Коммерсанту», что процесс передачи УВЗ госкорпорации ещё не завершен, «но, конечно, мы уже серьёзно работаем с этим активом».

В ноябре 2015 года «УВЗ-Логистик» отдала более 27 тысяч полувагонов в аренду Центру фирменного технического обслуживания, входящему в РЖД, по агентскому соглашению. В итоге РЖД стали крупнейшим оператором с парком 120 тысяч полувагонов. Занимавший тогда пост гендиректора «УВЗ-Логистик» Дмитрий Еремеев пояснял, что доходность полувагонов — прежде всего от сдачи в аренду — составляла 500–600 рублей в сутки, что меньше расходов на их ремонт и содержание — 750–850 рублей в сутки, а передача этого парка в управление структуры РЖД решит проблему, замечал он. Решение о передаче вагонов «УВЗ-Логистик» в управление структуры РЖД было принято после того, как президент Владимир Путин посетил завод и провёл совещание, на котором обсуждалось тяжёлое финансовое положение УВЗ, сказал РБК источник в РЖД.

Передача полувагонов «УВЗ-Логистик» в управление ФГК была инициирована руководством УВЗ в целях финансового оздоровления компании, сказала представитель ФГК. В момент заключения договора ставки аренды вагонного парка «УВЗ-Логистик» соответствовали и даже превышали ставки аренды на рынке, а за период действия договора ФГК трижды повышала ставку, в общем на 70%, сказала она.

В 2017 году «Ростех» решил досрочно расторгнуть контракт с ФГК, вернув вагоны «УВЗ-Логистик». Чемезов написал письмо гендиректору РЖД Олегу Белозёрову с просьбой об «оперативном решении» по возврату полувагонов в управление «дочки» УВЗ до конца 2017 года, досрочно расторгнув контракт. До момента возврата вагонов он просил увеличить арендную ставку «до рыночного уровня» в размере 1,3 тысячи рублей за вагон в сутки. Изначально за досрочное расторжение договора «УВЗ-Логистик» должна была заплатить ФГК штраф в размере 4 млрд рублей, но в итоге стороны договорились отменить штрафные санкции, и 1 ноября ФГК вернула все 27,2 тысячи полувагонов «УВЗ-Логистик».

На конец 2017 года долг «УВЗ-Логистик», по словам Чемезова, составлял около 28 млрд рублей плюс поручительства на сумму около 90 млрд рублей.