Мусульмане Нижнего Тагила просят не связывать московскую няню-убийцу с исламом. «Если крещённый натворит дел, никто не обвиняет всё православие»

Преступление московской няни-убийцы, отрезавшей ребёнку голову якобы по приказу Аллаха, стало причиной новой волны межрелигиозных и общественных споров. Даже после того, как следствие выяснило, что женщина страдает шизофренией, темой для обсуждения остался ислам – религия мира или зла? Что делать с религиозными фанатиками? На эти и другие вопросы агентства новостей «Между строк» ответил имам нижнетагильской мечети Фанис Галиев.

Фанис Галиев приехал в Нижний Тагил в 1999 году. До него местной мечетью на Восточной улице пытались руководить сначала один имам, затем другой. Обе попытки провалились за год. Мусульманская община была разрознена – на молитвы собиралось с пару десятков верующих. Галиев поселился прямо в мечети и твёрдо решил для себя – всегда держать двери здания открытыми для всех желающих. К 2016 году на пятничные намазы собирается около полутысячи мусульман, в городе работают два магазина, торгующих халяльными продуктами, а мэрия выделила участок земли для ещё одной мечети.

Как ислам дошёл до Нижнего Тагила

«Моим предшественникам не хватило опыта. Оба молодые, по двадцать лет им всего было, не смогли с местными мусульманами, в большинстве уже пожилыми людьми, диалог настроить. Мне к тому времени было 29 лет, я уже прошёл службу в армии, учился в институте в Уфе и в медресе, определённый жизненный опыт имел. Когда приехал в Нижний Тагил, этот серый город мне не понравился, и я сразу мысленно подготовил себя, что будет тяжело, но готовился к этому как к испытанию Аллаха. Больше всего разочаровали здание мечети и мусульманская община. Здание неухоженное, а люди пассивные. Но что предписывает Ислам? Не нравится дом - чини. Не нравятся люди - не злись на них, добрым словом увещевай. Я стал присматриваться, в мечети находился круглые сутки, чтобы любого принять. Меня начали на дом приглашать на чтения Корана. Я увидел, что есть у людей религиозная жажда. Постепенно количество прихожан увеличивалось. Появлялось всё больше людей, готовых помочь не словом, а делом. Сейчас на пятничные вечерние молитвы собирается пятьсот человек: татары, таджики, азербайджанцы, русские».

Мэрия для мусульман

«Я на чиновников никогда не давил. Приходить к людям с требованиями: «Да вы мне обязаны то! Да вы мне обязаны это!» - разве это дело? Нужна помощь – проси помощь. Но помочь можно только тому, кто сам что-то делает. А то некоторые не хотят даже документы подготовить и уже требуют что-то: «Я чё, обязан эти бумажки собирать?» Конечно, обязан! А как иначе-то? Мы в России живём, чиновники действуют в правовом поле, и бюрократический порядок – это не их прихоть. Они обязаны его соблюдать - значит и я обязан. У меня к мэрии никаких претензий. Только благодарность за те случаи, когда помогли. В 2015 году нам новый участок для строительства мечети выделили – кто теперь из мусульман на мэрию будет жаловаться?»

Джихад в Нижнем Тагиле

«Радикальным идеям, как правило, больше подвержена молодёжь. В них обычно смешаны правда и ложь - правда цепляет, а ложь уводит очень и очень далеко. Ребята где-то что-то вычитают и начинают мнить себя самыми правоверными мусульманами. Смешно, конечно: увидел человек море издалека и думает, что вкус воды знает. Но надо внимательно приглядывать за молодыми людьми, а для этого дать им выговориться и беседой, наставлениями вернуть на правильный путь. Ведь привлекательность радикализма заключается в том, что он предлагает простые пути как будто решения проблем. Правильный путь - он действительно гораздо сложнее, но он ведёт к Аллаху. А эти якобы простые пути ведут в пропасть. За 16 лет в нашей мечети - ни одного ЧП. У нас правоохранительные органы постоянно проверки проводят. Пожалуйста. Скрывать нечего. Я с пониманием к этому отношусь – побаиваются нас люди».

«Чёрный» ислам

«Ещё один простой путь - пройтись по всем одной гребёнкой. Легко это – всех мусульман врагами объявлять. Это всё из-за ненависти. Ненависть – из-за страха. А страх нагнетается в СМИ. СМИ очернили Ислам. Чуть что случится, сразу все мусульмане виноваты. Какой-то полоумный себя мусульманином назвал и дел натворил – виноваты все мусульмане. Женщина в Москве ужас же, что наделала! Она психически нездорова, но сказала, что ей Аллах приказал, - опять все мусульмане виноваты. Если православный человек с крыши спрыгнет, никто не обвиняет всё Православие. Подобными вещами нас разобщить хотят. С одной стороны, СМИ говорят, что Ислам – это зло, а с другой, что мусульман обижают. Страх первых и обида вторых раздувается до всеобщей ненависти. И это совершается не ради правды, а ради власти».

Лучшие мусульмане – русские

«В Исламе много толкований, а среди мусульман много споров. Это нормально, это хорошо. Для того мы и собираемся в мечети, чтобы спорить, обсуждать, говорить. Но все мы одинаково реагируем на вновь обращённого мусульманина – радуемся. Неважно, какого вероисповедания он был ранее или был атеистом. Лично моё мнение, лучшие мусульмане – русские. Они приняли Ислам не по национальному признаку, не из-за того, что родились в этой культуре. Они подвергли себя трудностям – в семье, среди друзей, знакомых, не все из них встретили понимание. Но они сделали осознанный выбор. И вполне нормально, когда татары крестятся в Православной церкви. Мы все идём к морю, которое увидели издалека и которое каждый называет по-своему, – мы все идём к единому Богу с множеством имён».

Беседовал Антон Селиверстов

Агентство новостей «Между строк»