Материнский инстинкт со знаком минус

Одним из самых страшных преступлений, неизменно вызывающихбурную общественную реакцию, является убийство матерью новорожденного ребенка. Ипока одни, пораженные, причитают, что так поступать нельзя, другие призываютлинчевать горе-матерей, третьи спорят о причинах, а четвертые пытаются решитьпроблему с помощью бэби-боксов, женщины просто кладут своих детей в морозилку.

Двойная заморозка
Самый громкий, хотя и далеко не единственный случай убийстваматерью новорожденного ребенка прогремел в Свердловской области в конце весны.Теплым майским днем новостные ленты в одночасье затопила новость о страшнойнаходке в центральном гастрономе Верхней Пышмы. Сотрудники магазина обнаружилив морозильной камере тела двух новорожденных мальчиков, завернутых внепрозрачные пакеты. Как позже выяснилось, малыши находились там уже не одингод.
Мать замороженных детей нашли быстро. Ей оказалась бывшаясотрудница гастронома Ирина Тимошенко, проживающая в Среднеуральске. В ходеследствия выяснилось, что обоих сыновей женщина родила живыми. Первый появилсяна свет в 2007 году в коммунальной квартире. Сразу после родов, проходивших безмедицинской помощи, Тимошенко завернула ребенка в одежду, положила в пакет ивынесла на балкон. Утром следующего дня она переместила его в домашнийморозильник, а затем отнесла на работу и спрятала в морозильной камере.
Через 2 года после очередных родов Тимошенко решиладействовать по уже знакомой схеме: балкон – домашний холодильник – морозильнаякамера. Все случившееся Ирина объяснила правоохранителям тем, что у нее не быловозможности содержать детей. Стоит отметить, на тот момент она уже воспитывалав одиночку несовершеннолетнюю дочь.
- Причины такого поведениянельзя назвать однозначно. Они представляют собой смешение биологических,психологических, культурных и ситуативных факторов, - поясняет наш экспертв области психологии. – Я считаю, чтопреступления против детства (такие как убийство матерью новорожденного ребенка,педофилия и так далее) являются следствием отсутствующего детства у поколенияконца 80-х - начала 90-х годов, выросшего в культуре эгоизма, обособленности ираздробленности, культа денег и силы, существовавшего одно время в российскомобществе.
Обобщать и классифицировать матерей, совершивших неонатицид(убийство новорожденного в первые 24 часа жизни), было бы ошибочно, считает нашэксперт. Однако если все же это сделать, можно выделить две большие группы. Впервую группу попадают роженицы, убивающие своих детей на фоне и под влияниемдепрессивно-паранойдального синдрома, послеродового психоза, различного родареактивных психических состояний, предполагающих невменяемость.
Вторую группу составляют женщины вменяемые. Ими движутпсихологические мотивы, где ключевым будет выступать отрицание и сокрытие отокружающих факта беременности, желание избавиться от плода. Здесь можновыделить еще одну подгруппу вменяемых матерей, совершающих убийство наосновании переживаемого комплекса вины по отношению к ребенку, зачатому внебрака или в результате насилия. Субъективно неосмысленный, не принятыйбеременной факт родов, особенно внезапных (дома, на работе, в пути) сочетаетсяс сильным эмоциональным напряжением, сформировавшимся в результате родов, иприводит к аффективной (то есть повышено-эмоциональной) реакции на появившегосяребенка.

«На надгробиях надописать не то, кем человек был, а кем он мог быть»
Иногда новорожденных, оказавшихся ненужными собственнымматерям, удается спасти. Например, в августе 2011 года в екатеринбургскоммусорном баке обнаружили грудничка. Ребенок сильно замерз, но все-таки был жив– конец лета выдался не очень холодным. Несколько дней после этого малыш провелв реанимации.
Похожий случай, но с более трагичным исходом, произошел и вНижнем Тагиле. Страшная находка была сделана в конце января 2013 года возледома на улице Балакинской-19. Бездыханное тело новорожденного ребенка нашли вмусорном контейнере завернутым в полиэтиленовый пакет.
За первые 6 месяцев 2013 года в Свердловской областизарегистрировано 3 случая убийств только что появившихся на свет малышей,квалифицированных по статье 106 УК РФ («Убийство матерью новорожденногоребенка»).  И это уже на одно убийствобольше, чем за весь 2012 год.
Согласно статистике МВД, всего в России за первое полугодие2013 года зарегистрировано 61 убийство матерью новорожденного ребенка. Этацифра почти в два раза меньше, чем количество убийств грудничков, совершенныхза весь прошлый год. Тогда было зарегистрировано 106 преступлений по 106статье. Оставляя место статистической погрешности, можно сделать вывод, чточисло подобных преступлений не уменьшается.
Расследования идут не слишком быстрыми темпами. Например, из96 преступлений, уголовные дела и материалы о которых находились в производствена начало 2013 года или зарегистрированных в первом полугодии, предварительнорасследованы всего 42. В прошлом году эти показатели были на уровне 132 и 71соответственно.
Однако далеко не всех горе-матерей судят по данной статье. Убийствоноворожденного ребенка может быть квалифицировано и просто как убийство вслучае, если судебный эксперт обнаружит отсутствие психотравмирующей ситуацииродов и вменяемость матери, наличие рациональной причины для убийства (нежеланиеиметь ребенка от бывшего мужа, экономические трудности и так далее). Дополняткартину действия по сокрытию следов убийства новорожденного и общаяхарактеристика поведения женщины (раннее начало половой жизни, обилие половыхпартнеров, наличие множества внебрачных отношений). Подтверждение этих фактовдаст возможность переквалифицировать преступление со 106 на 105 статью УК РФ.Разница – ощутимая. Статья «Убийство» предполагает куда более серьезнуюответственность.
Так случилось и с Ириной Тимошенко, сейчас ее судят по 105статье УК РФ. На последнем судебном заседании, проходившем 5 декабря, женщинапросила изменить ей статью на более мягкую – 106. В случае удовлетворенияходатайства максимум, что ей грозит – 5 лет лишения свободы. Однако если делоне переквалифицируют, Тимошенко может провести за решеткой до 20 лет.

«Гнездо кукушки»вместо морозилки
Неплохой альтернативой морозильным камерам и мусорным бакаммогли бы стать бэби-боксы – специальные контейнеры при медицинских учреждениях,в которых матери могут анонимно оставлять своих нежеланных младенцев. Подобных«гнезд кукушек» в России немного. Но за более чем 2 года существования они ужеспасли не одну детскую жизнь.
Сейчас бэби-боксы установлены в Пермской, Курской,Ленинградской и других областях. А вот в нашем регионе вопрос с «окнами жизни»(русский аналог слова «бэби-бокс») все еще остается открытым. По словамуполномоченного по правам ребенка Свердловской области Игоря Морокова, проблемаактивно обсуждается, но пока еще существует много объективных причин, которыене позволяют быстро решить вопрос с установкой бэби-боксов.
Весомым является вопрос антитеррористической безопасностимедицинских учреждений. По правилам, на их территории должны быть установленывидеокамеры. Но это идет вразрез с принципами анонимности, на которых материоставляют детей в бэби-боксах.
- В общем, процессидет. Не хотелось бы забегать вперед, но мне кажется, вопрос установки «оконжизни» в Екатеринбурге может быть решен уже в начале года, - надеется ИгорьМороков.
На самом деле, «окна жизни» – это не единственный вариантдля попавших в трудную жизненную ситуацию матерей, которые постоянно иливременно не могут содержать ребенка. Например, по социальным показанияммладенца разрешено поместить в Дом ребенка. Малыш сможет находиться там до 6месяцев, а мать за это время имеет возможность забрать его обратно, нелишившись родительских прав.
В Нижнем Тагиле женщины могут получить помощь в центреподдержки семьи «Радость моя».Помимо предабортного консультирования, специалисты центра оказывают будущим иуже состоявшимся матерям духовную, психологическую и юридическую поддержку.  Такжев их планы входит открытие в городе кризисного центра, который стал бы временнымпристанищем для тех, кто остался без крова или оказался жертвой домашнегонасилия.
Возвращаясь к теме бэби-боксов необходимо отметить, что,помимо прочего, они выполняют еще одну важную функцию. Рядом с ними размещенаинформация о том, куда женщина, не имеющая финансовых возможностей содержатьребенка, может обратиться за помощью. Например, в конфессии, социальные службы,общественные организации. Опыт Пермской области показывает, что такие методы эффективны:за 2 года существования «окон жизни» в них оставили всего двух малышей, а вотженщин, воспользовавшихся предоставленной информацией и обратившихся за помощью,оказалось гораздо больше – около 20.
Если судить объективно, бэби-боксы действительно могли быснизить количество убийств новорожденных детей по всей стране. Однако чтобырешить проблему полностью, нужно найти ее корень. Возможно, удачнойпрофилактикой подобных преступлений было бы введение в школах дополнительногообразования, например, по этике и психологии семейной жизни. Помимо этого,считает наш эксперт, могла бы помочь социальная озабоченность средств массовойинформации, а также социально-экономическая поддержка матерей-одиночек.
Так что очень может быть, что если бы Ирине Тимошенко еще вшколе объяснили, что такое семья, а в зрелом возрасте она бы прочитала вгазетах, что государство позаботится о ней, если ее ребенок будет воспитыватьсябез отца, сейчас в СМИ на одну страшную новость было бы меньше.

Автор:Полина Павлова