Администрация Нижнего Тагила второй день обсуждает скандальную историю, которая может стать поводом для одного из самых громких уголовных процессов в истории города. Из банковской ячейки мэрии в «Тагилбанке» пропали четыре контейнера, в которых должны находиться 25 килограммов чистого золота, принадлежащие городу. Подробности самой запутанной тагильской легенды, комментарии участников событий и версии «кражи века» – в материале АН «Между строк».
В середине 80-х годов в Нижнем Тагиле было создано Территориальное межотраслевое объединение (ТМО) – синдикат предприятий города, задачей которого было динамичное развитие хозяйства муниципалитета. Главным достижением появившейся тогда структуры историки называют очистку русла реки Тагил от отходов металлургического и коксохимического производств НТМК, покрывших дно реки за четверть века. Но был у экологических мероприятий и побочный эффект. Подрядчик работ – участок артели «Нейва» системы «Уралзолото» – намыл в донных отложениях более 50 кг чистого золота. Как писали тогда газеты, часть драгоценного металла была продана за границу, а в Союзвнешэкономбанке Нижнему Тагилу открыли валютный счёт на 59 тысяч долларов. Позже на эти средства купили импортную медицинскую технику для больниц города. Но оставшееся золото решили передать на баланс города и планировали использовать на будущие экологические мероприятия одного из самых грязных муниципалитетов страны. Существовало ли вообще это золото, до сих пор обсуждается непосвящёнными горожанами на уровне легенды.
Не знает о его судьбе и куратор ТМО, в середине восьмидесятых первый заместитель председателя горисполкома Николай Данилов.
«Меня уже раз 20 про золото проверяли. Я его намыл – есть все документы, мы его сдали в Гохран по актам. Потом пришли другие люди. Куда они его складывали, я не знаю. Что касается нашей работы, то вам осталась чистая река», - рассказал АН «Между строк» Николай Данилов.
По информации из разных источников, оставшееся в городе золото пошло на изготовление юбилейных медалей к 250-летию Нижнего Тагила, а также знаков отличия Почётного гражданина города. Как утверждают старожилы, осталось, по разным данным, от 20 до 25 килограммов золота, выручка от реализации которого (в соответствии с постановлением правительства РФ №96 от 05.02.1993 г.) должна быть использована «для экологического оздоровления окружающей среды и населения города Нижний Тагил».
На экологическое оздоровление города и населения этот металл не пошёл, и у Нижнего Тагила появился «золотой запас». Где хранилось золото в 90-е годы, нашему агентству выяснить не удалось. Но известно, что в 2008 году оно уже было в банковской ячейке «Тагилбанка». Как вспоминает избранная в том году на должность мэра Валентина Исаева, о наличии у города «золотого запаса» ей сообщили сразу.
«Когда я вступила в должность, начальник финансового управления Александр Дмитриев доложил мне, что в сейфе «Тагилбанка» хранится городское золото. Сколько точно, уже не помню, по-моему, 22 килограмма. Лежит и лежит, я не проверяла, лично его не видела. Единственный раз я подняла вопрос об этом золоте на совещании по присуждению знака «Почетный гражданин Нижнего Тагила». Я поинтересовалась, у кого мы закупаем золото на изготовление знаков и не можем ли использовать наши запасы. Мне пояснили, что знаки изготовлены на много лет вперёд. Больше я этот вопрос не поднимала», - рассказала АН «Между строк» Валентина Исаева.
Поставили в известность о наличии у города золота и вступившего в должность мэра в 2012 году Сергея Носова. Как и его предшественница, проверять сохранность драгметалла он не стал. Но недавно действующий глава Нижнего Тагила попросил своих подчинённых показать документы на «золотой запас». Как говорят наши источники в мэрии, Сергей Носов рассматривал вариант продажи драгоценного металла, а вырученные средства планировал пустить на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на ГГМ, которому решили дать имя «Президентский».
Выяснилось, что документы на золото оформлены, мягко говоря, сомнительно. 28 апреля 2000 года между администрацией Нижнего Тагила и ОАО «Тагилбанк» составлен договор хранения имущества на общую сумму 4 рубля. Имелась у мэрии и квитанция, подтверждающая передачу четырёх посылок на указанную сумму. При этом срок договора истёк 31 декабря 2000 года, а документов о его пролонгации или возврате переданного имущества не имеется.
По информации нашего агентства, 6 февраля 2015 года сотрудники администрации подготовили на имя руководителя «Тагилбанка» письмо, в котором просили банкиров помочь им разобраться с документами, но получили неожиданный ответ.
Как сказано в письме за подписью и.о. председателя банка Ларисы Пестовой, «в связи со значительным промежутком (более 14 лет), прошедшим с момента окончания срока договора хранения, ОАО «Тагилбанк» не имеет в своём распоряжении оригинала указанного договора хранения, а также не располагает сведениями о его последующей пролонгации».
Также банк указывает, что имущество могло быть возвращено без составления акта приёма-передачи, которое не является обязательным:
«Учитывая крайне незначительную стоимость переданного на хранение имущества (четыре рубля), нельзя исключать тот факт, что имущество было возвращено Поклажедателю».
Как рассказывают наши собеседники в мэрии, Сергей Носов был обескуражен бумагой. Вчера, 11 февраля, в офис «Тагилбанка» отправлась начальник управления муниципальным имуществом Марина Михайлова, которая должна была проверить содержимое ячейки, указанной в договоре. По информации нашего агентства, сотрудники банка чиновницу в хранилище не пустили из-за отсутствия полномочий. На место был вынужден выехать мэр Носов.
«В присутствии мэра и управляющей банка ячейку вскрыли под видеозапись. Как и ожидалось, она была пуста. Известно, что между главой [города] и банкиром произошёл конфликт, в мэрию Носов вернулся взбешённым. Через некоторое время прямо на совещании ему позвонил, видимо, [председатель совета директоров ОАО «Тагилбанк» Алексей] Чеканов. Мэр кричал в трубку при всех, что, если золото не появится до понедельника, он его (Чеканова, - прим. ред.) посадит», - рассказывает АН «Между строк» чиновник администрации.
В связи с ультиматумом Сергея Носова вопрос поиска выхода из сложившейся ситуации пока не обсуждается. В то же время опрошенные нами чиновники сомневаются, что «Тагилбанк» найдёт «потерявшееся» золото. Руководители сразу нескольких управлений получили команду восстановить хронологию событий и найти свидетелей передачи «золотого запаса» на хранение в банк.
«С точки зрения гражданского кодекса, закон полностью на стороне Чеканова. Договор старый, все сроки исковой давности превышены в несколько раз, но самое главное, нет доказательств, что в ячейку положили золото, а не что-то другое. Другого пути, как обращение в правоохранительные органы, которые будут разбираться уже в рамках уголовного дела, нет. Но и в этом случае доказать пропажу золота будет очень сложно», - говорит наш собеседник в мэрии.
Как стало известно нашему агентству, одного свидетеля сотрудники мэрии уже нашли. Ей стала директор МКУ «Единый учётный центр» Валентина Щёголева. По информации наших источников, в 2009 году, когда Щёголева занимала должность главного бухгалтера администрации, она участвовала в проверке ячейки в «Тагилбанке» и лично видела в ней четыре опечатанных контейнера, в которых должно было находиться городское золото. Подтвердить данный факт у самой Щёголевой нашему журналисту не удалось – на момент написания материала она была не доступна для комментария.
Подтверждает наличие у города «золотого запаса» и бывший начальник финансового управления Александр Дмитриев, про которого говорила Валентина Исаева.
«Абсолютно точно могу сказать, что во время моей работы на бухгалтерском учёте МКУ «Администрация города Нижний Тагил» числилось золото. Моё управление занималось бюджетом и не имело к этому отношения, поэтому, сколько было золота, я уже не помню. Лично я его тоже не видел, но знали про него все. Пропасть оно не могло – это абсурд, я не верю. Наверное, произошла какая-то путаница», - рассказал АН «Между строк» Дмитриев.
В «Тагилбанке» отказываются комментировать ситуацию с пропавшим имуществом, не назвавшая своё имя представитель руководства кредитного учреждения сослалась на банковскую тайну. Сотовый телефон Алексея Чеканова два дня не доступен.
Не делает официальных заявлений и мэр Нижнего Тагила Сергей Носов. В беседе с нашим журналистом по телефону он посоветовал обратиться за комментариями в пресс-службу. Пресс-секретарь главы города Галина Кобяк заявила, что о ситуации знает на уровне слухов и не уверена, "утка это или нет".
Агентство новостей «Между строк»