Как визуализировать музыку и создать дома фонтан

Здесь лампочки могут светиться прямо у вас в руках, вода не выливается из стакана, перевернутого вверх дном, а электрический ток вырабатывают апельсины. В Екатеринбурге, в культурном центре «Новый акрополь» прошла творческая лаборатория «И невозможное возможно!».
Взрослые посетители научно-познавательной выставки на ходу вспоминают школьный курс физики, наблюдая за очередным экспонатом в действии. Мужчины перебрасываются теориями, как улучшить свойства проводников и чему можно найти применения в быту. Практически все экспонаты можно потрогать, привести в действие. Приветливые лекторы собирают вокруг себя все новые группы слушателей.
Дети всех возрастов получают от происходящего массу удовольствия. Они пробуют, экспериментируют, наблюдают. У стола, где рассказывают про магнитные поля, пара малышей устроила настоящую рыбалку: ловили маленьких рыбешек на магнитные удочки. Возле окна маленькие первооткрыватели пробуют себя в роли композитора-импровизатора - сочиняют мелодию на бутылках с водой.
Пока взрослые заняты постройкой моста без гвоздей по проекту Леонардо Да Винчи, и складывают на итоговое творение из десятка тонких деревянных палочек горы книг, демонстрируя его прочность и надежность, их дети запускают чудо-маятник из ярко-оранжевых шариков. Колебания с разной частотой в таком исполнении похожи на структуру ДНК.

     

В соседней комнате «колдуют» над водой. Здесь металлические скрепки умеют плавать, тибетские чаши превращают обычную воду в газированную, наполняя ее пузырьками. Взрослые гости делятся воспоминаниями о том, как переворачивали стаканы с компотом в школьных столовых, не проливая ни капли, когда накрывали их обычными листками бумаги. Знакомому «фокусу» обучают и подрастающее поколение. Используя пару ведерок с водой и банку с соломинками, лектор сооружает настоящий домашний фонтанчик и поясняет, что по такому принципу работают все фонтаны Петергофа. 

     

Как говорит Екатерина Хамидулина, один из организаторов творческой лаборатории: «Целью нашей работы и было, чтобы любой человек смог увидеть в процессе, привести в действие самостоятельно все то, что раньше было только на страницах скучных учебников».
У лектора, что держит в руках необычный циркуль, всегда чуть притихшие слушатели. Здесь рассказывают и показывают на практике феномен золотого сечения. Наглядный поиск таких идеально гармоничных пропорций на человеческом теле привлек как детей, так и взрослых. 
«По золотому сечению растут ветки у растений, и даже сама закручивается вода в раковине. Вселенная движется по гармонии золотого сечения», - открывает маленькие тайны мироустройства преподаватель Юлия Люц. 
Конечно, правила золотого сечения чаще всего используют художники, дизайнеры и фотографы. Примером послужила картина Боттичелли «Рождение Венеры». 
«На ней не только главная фигура Венеры расположена по всем законам золотого сечения, но даже розы падают исключительно гармонично»,- продолжает лектор и доказывает свои слова с помощью специальных приборов.

 

Как и многие экспонаты творческой лаборатории, звуковую пушку легко можно соорудить в домашних условиях. Включается музыка, и звук превращается в рисунок на стене. Для сравнения, звучат разные музыкальные направления. Громогласные музыканты Linkin Park выглядят как хаотичные метания лазерного луча, Beatles - как аккуратные вибрирующие овалы, а отрывок оперы Вагнера – как многосторонние эллипсоиды, вырастающие из точки. 

 

Когда заходишь в самую дальнюю мини-аудиторию выставки, попадаешь в таинственный полумрак. «Я никого из комнаты не выпущу, пока все лично не испробуете!», - так, полушутя, начинает свой рассказ лектор Максим Захаров. Дети-дошкольники, приоткрыв рот, не сводят глаз с пучка сверкающих искр на катушке Теслы. В комнате начинает пахнуть так, словно несколько минут назад была гроза - воздух ионизируется. Максим то приближает лампочку в руке к катушке, то отводит, добиваясь разницы в интенсивности свечения. Мальчишки и девчонки бесстрашно облепили чудо-машину, создавая настоящие световые мечи.
- А как этот эффект можно использовать в жизни? - интересуются из полумрака голоса взрослых.
- Да кроме таких выставок, никак, - разводит руками лектор-экспериментатор, - Выгоды здесь не найти, только интерес.
Но и этот интерес дорогого стоит, ведь после выставки, где ребята самостоятельно ставят эксперименты, школьники гораздо внимательнее изучают непростые курсы физики и химии. Привлечь внимание к науке и сделать её доступной – главная цель организаторов выставки, которая неизменно перекликается с родительскими переживаниями об успеваемости.

      

Екатерина Семухина, специальный корреспондент АН «Между строк» в Екатеринбурге