С начала волнений в исправительной колонии Невьянска №46 Следственный комитет заявил о возбуждении уже второго уголовного дела - на этот раз по статье за превышение должностных полномочий. Ранее началось разбирательство по поводу умышленного причинения вреда здоровью, повлекшего смерть: 4 июля в штрафном изоляторе скончался 25-летний осужденный.
Как передали заключённые агентству новостей «Между строк», их товарищ был забит до смерти сотрудниками колонии. Боясь, что руководство попытается «замять инцидент», зэки объявили голодовку: пять отрядов отказались выйти на завтрак.
Сейчас на место прибыл начальник ГУФСИН генерал-лейтенант внутренней службы Сергей Худорожков. Начальник колонии подполковник Илья Чикин отстранён от должности на время проверки.
Правозащитники из Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) считают, что отстранение одного сотрудника, пусть даже начальника, ситуацию не исправит. По их мнению, проблемы, из-за которых началась голодовка в колонии, носят системный характер.
«У нас есть сведения, что в колонии сложилась своеобразная иерархия, включающая в себя как заключённых, так и сотрудников колонии, - рассказал агентству новостей член ОНК Дмитрий Рожин. – За несколько лет эта «структура» отработала действенную преступную схему».
По словам Рожина, сотрудники колонии вымогали с заключённых деньги. Отказавшиеся попадали под «пресс» со стороны зэков, сотрудничающих с надзирателями.
«Но и сами сотрудники не гнушались силовых методов, - говорит Рожин. – Те, кого удалось сломать, обращались за деньгами к родственникам. Чтобы не засветиться, сотрудники колонии не сами получали деньги, а сообщали счета, на которые их надо перевести. Эти счета принадлежали родственникам других заключённых колонии».
В ОНК уже составили список надзирателей, которые участвовали в избиениях заключённых.
«Заключённые нам конкретно назвали нескольких сотрудников, которые пытали их и вымогали деньги», - рассказал член ОНК Антон Кудряков.
Все сведения о подобных инцидентах, по словам правозащитников, переданы адвокатам осужденных и руководству ГУФСИН.
«Худорожков на рабочем совещании нам ответил, что юридически определить причины переводов денег между «вольными» людьми он не может», - объясняет Кудряков.
По сообщениям из Невьянска, голодовка в колонии продолжается.
«Утром заключённые снова проигнорировали выход на завтрак, - рассказывает Дмитрий Рожин. – Это не бунт, кончено, но нарушение режима – однозначно. В любом случае заявления Левченко (начальник пресс-службы ГУФСИН по Свердловской области - прим.ред.) о том, что в колонии нет никаких беспорядков, ну, по меньшей мере, неправда. Это колония! Там должен соблюдаться режим, в том числе и режим приёма пищи. Если режим не соблюдается, то какой же это порядок? 5 отрядов, порядка 300 человек как минимум, не выходят на завтрак, обед и ужин. Это нормально?! Чего ждут в ГУФСИН для объявления беспорядков? Погромов?»
По мнению Рожина, заключённые колонии №46 не намеренны начинать «настоящий» бунт.
«Они понимают, что эскалация конфликта в первую очередь им самим пойдёт на вред. Их голодовка – это акция для привлечения внимания. Сейчас можно сказать, что цель достигнута – внимание они привлекли».
Агентство новостей «Между строк»