Глава комиссии СПЧ заявил о нарушении Конституции в Нижнем Тагиле

Глава комиссии по содействию общественной наблюдательной комиссии (ОНК) и реформе пенитенциарной системы Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин заявил о нарушении Конституции в Нижнем Тагиле. Речь идёт о решении Ленинского районного суда, отказавшего тяжелобольному заключённому в освобождении на основании «недостаточного участия в общественной жизни учреждения».

«Главную роль в нарушении конституционного права тяжелобольных заключённых на жизнь играют суды. Например, суд в городе Нижний Тагил, на территории которого находится ЛИУ-51 (лечебно-исправительное учреждение), в качестве оснований для отказа в освобождении указал недостаточное участие в общественной жизни учреждения осуждённого, невыплату гражданского иска», – цитирует общественника ТАСС.

В суде АН «Между строк» пояснили, что подобные решения принимаются на основе данных Федеральной службы исполнения наказаний.

«Наши специалисты получают медицинские показания заключённого и характеристику на него из ФСИН и на этой основе, а также исходя из соображений персональной ответственности, принимают решения», – сказала помощник председателя Ленинского районного суда Нижнего Тагила Марина Вершинина агентству новостей «Между строк».

Кроме того, Андрей Бабушкин сообщил, что более 20 тысяч человек в местах лишения свободы на территории России тяжело больны и только 44% из представленных медиками добились освобождения по состоянию здоровья. В Свердловском управлении ФСИН это объяснили положительным развитием ведомства.

«Ещё шесть-семь лет назад подобных показателей не было бы, потому что работа по сбору данных была не настолько масштабна, – рассказал руководитель пресс-службы ГУ ФСИН России по Свердловской области Александр Левченко. – При активном участии [уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны] Мерзляковой ФСИН начала вести детальную статистику. Это положительная динамика: раньше этому вопросу не уделялось такого активного внимания. Но при этом надо понимать, что состояние здоровья не может быть определяющим фактором в решении суда».

Левченко подтвердил, что ФСИН направляет судьям подробные характеристики на заключённых, в том числе и об их участии в общественной жизни.

«Сотрудники исправительных учреждений никак на решение судьи повлиять не могут, они лишь детально фиксируют поведение осуждённого, – говорит пресс-секретарь свердловского ФСИНа. – Если тот отказался от участия в общественной жизни, значит, так и будет записано. Я не знаю, кого конкретно из ЛИУ-51 имел в виду Бабушкин, но знаю случаи, когда осуждённому отказали в освобождении из-за серьёзности совершённого им преступления – убийство, участие в банитских группировках. Если судья усматривает, что человек может быть социально опасен, разве может он рисковать, выпустив его на свободу? Опять же не знаю, о ком говорил глава СПЧ, но не думаю, что там решение принималось только на основании того, что человек газету рисовать отказался или что-нибудь в этом духе».

ЛИУ-51 – лечебно-исправительное учреждение, где содержатся осуждённые, больные туберкулёзом, ВИЧ и онкологическими заболеваниями.

Агентство новостей «Между строк»