В среду, 21 апреля, в Нижнем Тагиле прошла акция в поддержку оппозиционера Алексея Навального. В этот раз на Театральную площадь вышло порядка 100 тагильчан — значительно меньше, чем зимой, когда на Урале было ниже минус 30 градусов. Редакция АН «Между строк» собрала мнения людей, которые не раз присутствовали на подобных мероприятиях — кто-то в роли журналиста, а кто-то в качестве участника акции. Мы решили узнать, считают ли они эту акцию провальной и какое будущее ждёт местных оппозиционеров.
Анастасия (имя изменено), школьница, участница митинга
— Акцию в Нижнем Тагиле считаю провальной из-за числа пришедших людей, их было чуть больше 100, хотя точку на карте поставили 900 человек. Меня радует, что в нашем городе митинг прошёл мирно. Однако такими темпами мы добьёмся своего ой как не скоро.
Я бы хотела, чтобы местные (да и неместные тоже) оппозиционеры подняли больше людей с диванов. Эффективными митинги будут тогда, когда на них будет выходить много людей и не один раз, а, например, каждую неделю, но при этом всё обязательно должно быть мирно.
В предыдущих акциях участия не принимала, поскольку я несовершеннолетняя и не хотела подставлять родителей под штрафы. Но в этот раз я пошла, так как не могу смотреть на то, как Навальный медленно умирает в тюрьме без еды и медицинской помощи. Мне кажется, сейчас уже неважно, поддерживаете ли вы политику Навального или нет, сейчас он — человек, которого убивают за его мнение. Если мы промолчим сегодня и позволим его убить, то завтра убивать будут нас. Алексей не один год борется за наши права, теперь настала наша очередь бороться за его права.
Максим Емельянов, активист, на акции в феврале был задержан и получил штраф
— В Нижнем Тагиле, по сути, и так трудно собрать людей на митинги, шествия и прочие мероприятия подобного рода. Народ у нас не особо подъёмный в данном плане. Я удивился, что на первую акцию Навального вышло столько людей, а тогда было порядка 500 человек. Но, как видим, всё это быстро прекратилось. Провальной эту акцию не считаю, думаю, что тагильчане не особо верят уже в светлое будущее и просто не выходят на улицы города.
Акции, безусловно, ещё будут, вот только какого плана — неизвестно. За Навального в Нижнем Тагиле выходит мало людей — может, из-за того, что сейчас он находится в тюрьме и не может влиять на народ. Да и люди боятся потерять работу, учёбу, ведь везде их откровенно запугивают увольнением и отчислением.
В этот раз я не по своей воле не участвовал в шествии. В данный момент нахожусь в Краснодаре и был на митинге здесь. А вот в Нижнем Тагиле ходить на мирные протесты стало опасно. Как мы все знаем, полиция и за простой ёршик может привлечь к административному делу. Мне ходить на митинги и попадаться полиции нельзя в течение месяца, так как в прошлый раз меня арестовали и наложили штраф в размере 10 тысяч рублей.
Павел Булатов, журналист, блогер
— Нет в России больше оппозиции. Ни собственной, ни западной. Проект «Навальный» закрыт. Люди будут ещё по привычке и любопытства следить за ним, но на улицы уже не пойдут. Долгое время власти боялись этих уличных протестов, поэтому принимали превентивные репрессивные меры. Вчерашний день показал, что всë это уже в прошлом и они одержали бесспорную победу. Недовольные Путиным никуда не делись, но до большинства дошло, что несанкционированные «прогулки» ничего не меняют. Я всë больше начинаю думать, что если бы не Навальный и Ко, то власть бы не стала так закручивать гайки. Любая критика в адрес Путина только усиливала обратный эффект. Чем сильнее были протесты, тем жëстче был отпор. Поэтому если хочешь что-то изменить, то надо делать это законным способом, пусть это и очень сложно.
Владимир Вахрутдинов, главный редактор ИА «Все новости»
— Вчерашний митинг отличается от предыдущих тем, что это, скорее всего, последняя легальная протестная акция сторонников Навального (если не брать в расчёт то, что она не была санкционирована властями). Последний раз её участники могли выйти на улицу, рискуя в конечном счёте получить максимум административку. Многие из тех, кто в январе 2021 года выходил в Нижнем Тагиле на улицу и позже стал свидетелем многочисленных судебных разбирательств, сегодня остались дома и предпочли понаблюдать за происходящим в интернете. И да, формат стояния на площади, возможно, тоже не вызвал особого энтузиазма — зимние прогулки выглядели повесомее.
Если смотреть на Нижний Тагил, то назвать провалом события 21 апреля нельзя. Организаторы не делали прогнозы, не говорили о планах вывести тысячи или миллионы людей. Другое дело — финальная битва не получилась. Вышло намного меньше людей, чем ожидалось. Они покричали, потусили и вернулись домой. Хорошо, что без синяков и даже каких-либо моральных травм. Непонятно, что сейчас может вывести на улицы большее количество людей. Тарифы ЖКХ, маленькие пенсии и зарплаты, экология? После всего, что происходило в последние годы на ниве тагильских протестов, этот вопрос остаётся открытым. Но это точно не лозунги в поддержку Навального.
Если ФБК (признан в РФ иностранным агентом) признают экстремистской организацией (а вероятность этого так же велика, как дожди в Петербурге), то протестов в ближайшем будущем ждать не стоит. Но осенью выборы, возможно, они даже будут конкурентными. А там и «умное голосование», если его идею удастся донести до больших масс людей.
Леонид Мартюшёв, председатель Общественного совета при МУ МВД «Нижнетагильское»
— Общественный совет при МУ МВД «Нижнетагильское» провёл профилактический рейд по контролю действий полиции в рамках несогласованного мероприятия. Сотрудники полиции действовали уверенно, грамотно, при этом были предельно вежливы и корректны по отношению к участникам мероприятия. И если зимой на предыдущих акциях были попытки спровоцировать полицейских на какие-либо жёсткие меры, то вчера попыток провокаций практически не было.
Я считаю, что это абсолютно адекватная реакция протестующих на профессиональные действия нашей полиции. Всё происходило мирно. Сотрудники полиции со своей задачей справились и не допустили грубых нарушений порядка со стороны участников несанкционированного мероприятия.
Я слушал людей, которые скандировали не совсем понятные, невоспринимаемые, даже не лозунги, а какие-то слова. И у меня сложилось впечатление, что такими мероприятиями добиться ничего нельзя. Эти акции проходят не в рамках действующего законодательства. Я считаю, что у людей есть возможность решать вопросы мирным путём, договариваясь, где-то что-то требуя от власти, но действовать они должны в рамках закона.
Конкретно на вчерашнем мероприятии были только отдельные реплики и выкрикивания. У протестующих не было чёткой формулировки проблемы, чтобы было ясно, чего они хотят. Результата у вышедших на протест людей не было, по крайней мере я ни от кого не слышал, что они чего-то добились. Попытки провокаций полицейских и властей не только в нашем городе говорят о том, что это является одной из целей.
Илья Тагильчанин, общественник
— Конечно, это провал, никакой организации! Изначально сама риторика протеста от «навальнят» перестала быть актуальной. «Свободу Навальному!» — это что? Проблемы растут у людей как снежный ком, но, видимо, у организаторов данного действия нет этих проблем. Говорить с людьми нужно на их языке! И вести настоящую организованную политическую борьбу. При этом на местах и в регионах должна быть местная повестка, а не только спонтанно выходить под руководством человека, который теперь даже и не в России. Нет единства, как это есть у «единороссов». Вся оппозиция — это мелкие группы, без конца ещё сеющие склоки друг на друга.
Будут ли ещё акции — да, но людей, пришедших на них, будет всё меньше. Все разговоры о глобальных вопросах ушли в социальные сети, где одни лишь ссоры и никакого конструктива. И это очень плохо для всех, в том числе для действующей власти. Они начали ошибаться, не осознавая этого и почувствовав себя самодержцами. Без мирного демократического диалога всё закончится кровью.
На прошлое шествие, несмотря на подписанное мной предупреждение в прокуратуре об ответственности за участие в несогласованных акциях, я поехал из-за искажённой информации, подаваемой СМИ. Все писали «за Навального». Хотя акции конкретно назывались против коррупции и бардака, происходящего в стране. Я поехал и на видеокамеру спрашивал людей: «Почему вы здесь?» У кого-то пенсия низкая и коммуналка высокая, кто-то на работу не может устроиться, молодёжь не знает, кем быть и что делать, и не понимает, почему люди, пойманные на том, что владеют благосостояниями, приобретёнными не на официальную зарплату, возглавляют страну и закон им не закон.
Я давно говорю различным группам, политическим силам и партиям, что нужна настоящая политическая борьба, а не показуха и спонтанные неорганизованные действия. Не хотят слышать. Ныть ведь намного проще, чем реально собраться и победить.