«Это политический заказ». Национальная полиция Испании обвинила директора предприятия из Нижнего Тагила в контрабанде санкционных станков для обслуживания российской оборонки

17 декабря директора и учредителя тагильской компании «Арсенал-НТ» Игоря Атапина задержали в испанском городе Бургос. Бизнесмен ехал с партнёрами на переговоры, когда их машину подрезал автомобиль Национальной полиции Испании. Игорю Атапину предъявили обвинения в контрабанде оборудования двойного назначения и организации преступной группы. После длительного допроса о сотрудничестве с предприятиями военно-промышленного комплекса России предприниматель из Нижнего Тагила оказался в тюрьме. На следующий день суд снял с Атапина часть обвинений и разрешил улететь в Россию, но его в любой момент могут вызвать в Испанию и осудить на пять лет лишения свободы. Российское посольство в Мадриде предложило ему самому решать свои проблемы, а помощь ограничилась лишь предоставлением телефона платного русскоговорящего адвоката. Сейчас Игорь Атапин в Нижнем Тагиле и просит Министерство иностранных дел вмешаться в ситуацию, из-за которой сотни российских компаний могут без вины оказаться в поле зрения испанского правосудия. Подробности – в материале АН «Между строк».

Компания «Арсенал-НТ» занимается металлообработкой более 10 лет. Производственные мощности находятся на территории Нижнетагильского металлургического комбината, на заводе работает 155 человек. Компания состоит в Союзе оборонных предприятий Свердловской области.

«Мы состоим в Союзе, но там же состоят разные предприятия: банки, лизинговые компании, аудиторские фирмы, рекламные агентства. Ну и что? Это клуб по интересам. Обмен мнениями, получение интересной производственной информации. Опыт перенимать – это великое дело», - объясняет Игорь Атапин.

По словам директора «Арсенал-НТ», его компания не сотрудничает с предприятиями ВПК. Основные потребители его продукции - холдинг ЕВРАЗ, «Мечел», ВСМПО, российское представительство Siemens VAI.

Как выяснилось уже после задержания, в поле зрения испанской полиции Игорь Атапин попал ещё в июле 2015 года – во время допроса ему показывали фотографии, сделанные «наружкой». Интерес силовиков Испании вызван сотрудничеством с местным станкостроительным предприятием Zayer, которое оказалось в сентябре в центре громкого скандала. 10 сентября 2015 года в испанском городе Витория десятки полицейских провели обыск на предприятии.

«Задача – выяснить, не продавала ли эта фирма в страны вроде России и Ирана, находящиеся под международным эмбарго, промышленное оборудование, которое можно применить в военных целях», - говорится в статье газеты El Mundo (цитата по InoPressa).

Как говорит Игорь Атапин, «Арсенал-НТ» была единственной компанией-партнёром Zayer из России. Летом 2014 года, ещё до введения взаимных санкций, российская компания официально закупила у испанцев оборудование, которое прошло две таможни. Кроме того, «Арсенал-НТ» предоставил официальное подтверждение, что станки не будут использоваться для обслуживания потребностей российского ВПК.

«Руководству Zayer и сотрудникам, приезжавшим в Нижний Тагил для настройки оборудования, предъявлены обвинения. По версии испанской полиции, предприятие осуществило контрабанду оборудования на 40 млн долларов, хотя это их годовой оборот. Основанием для обвинения стала картинка, прикреплённая к договору. Это пятиосный станок, который попадает под категорию двойного назначения. Мы купили четырёхосный, а это была просто реклама. Испанская полиция считает, что мы вывезли под видом четырёхосного оборудование, подпадающее под эмбарго. По их законам, для предъявления обвинения достаточно подозрений», - рассказывает Атапин.

После задержания тагильчанина отвезли из Бургоса в столицу Страны Басков Виторию, где располагается Zayer. Полиция, по словам Атапина, вела себя корректно, предоставила переводчика и государственного адвоката. Несколько часов бизнесмена допрашивали о связях с российскими предприятиями ВПК, ночь он провёл в одиночной камере.

На следующий день состоялся суд. Местный прокурор просил арестовать россиянина, но судья сняла обвинения в организации преступной группы и выпустила Виктора Атапина с правом выезда и въезда в Испанию.

«После освобождения я позвонил в российское консульство в Мадриде, а они говорят: “Разбирайся сам!” Я им объяснил, что меня обвиняют ведь не в контрабанде наркотиков или оружия, а оборудования двойного назначения, ведут допросы о сотрудничестве по линии ВПК. Они сказали, что всё понимают, но разбираться я должен сам, а если мне надо платного адвоката – вот телефон. “Отпустили? Езжай, мы своих не выдаём”. Я им отправил бумаги из суда, и на этом всё дело закончилось. Пока», - говорит Игорь Атапин.

Вечером в воскресенье, 20 декабря, тагильчанин прилетел в Россию. В администрации Нижнего Тагила ему посоветовали обратиться в представительство МИДа в Екатеринбурге, где к его истории отнеслись внимательнее, чем в консульстве.

«Сейчас мы готовим бумаги в министерство в Москву, потому что моя история может создать прецедент. Последствия могут быть очень серьёзные, если на это внимания не обратить. Это надо рубить на корню», - объясняет бизнесмен.

Директор «Арсенал-НТ» считает, что в дальнейшем испанские силовики могут использовать его дело для обвинения любых российских компаний, закупающих оборудование для гражданских целей, в контрабанде продукции двойного назначения. Игорь Атапин рассчитывает на испанских коллег, которые очень недовольны санкциями, а историей с задержанием тагильчанина, по его словам, возмущены. По его мнению, машиностроительные компании будут лоббировать у властей полное снятие «надуманных обвинений», которые могут в будущем сильно ударить по их бизнесу.

«Станкостроители Испании своё слово скажут, это не в их интересах создавать такие прецеденты», - говорит Игорь Атапин.

По словам Атапина, ещё до его задержания он уведомлял испанских правоохранителей через контакты в Zayer, что готов дать любые пояснения о состоявшейся сделке. «Шоу» с задержанием Национальной полицией на пяти автомобилях, предъявлению обвинения «из-за картинки» и другим странным обстоятельствам директор «Арсенал-НТ» находит неожиданное объяснение.

«Это политический заказ. Американцы и немцы очищают себе дорогу на российский рынок. Они тут же предлагают оборудование аналогичное. Сами испанцы не понимают, что происходит», - делится предположениями предприниматель.

Дело Игоря Атапина приостановлено на время рождественских праздников. В начале января он ждёт информацию от своего испанского адвоката, который намерен обжаловать решение полиции и суда. Россиянина могут в любой момент вызвать для дачи дополнительных пояснений в посольство Испании или в саму страну. Прятаться в России Атапин не собирается и верит в здравый смысл европейских правоохранителей и судей.

«Скрываться мне резона нет – это будет означать, что я признал свою вину. Во-первых, будет запрет заводу Zayer работать с моей компанией по оборудованию – у меня будет очень дорогой металлолом стоять, потому что необходимы детали, обслуживание и т.д. Кроме того, по этой статье они могут объявить меня в розыск через Интерпол», - объясняет Атапин.

О политике тагильчанин говорит неохотно. По его словам, испанские телевизионщики не показывают круглосуточно новости про Россию, Сирию или Украину, никакой враждебности он никогда не чувствовал. При этом предприниматель признаётся, что без европейского и американского оборудования Россия выжить не сможет. Создатели завода Zayer 10 лет консультировались с немцами, чтобы предприятие заработало. Импортозамещение в российском варианте потребует не меньшего времени.  

«Мы 70 лет жили под санкциями в советское время. Ну и что? Жили и развивались, делали, строили, создавали. А здесь расслабились: купим в Европе, купим в Америке всё, что нам надо. Зачем нам что-то производить? Сейчас начинаем шевелиться. Что-то мы можем сами сделать, что-то не можем, но надо стараться, пока ещё не поздно», - говорит директор «Арсенал-НТ».

В испанскую прессу история с задержанием россиянина не попала. Игорь Атапин надеется на помощь российского государства, которое не должно отнестись к этой истории как к рядовой.

«На то оно и государство, чтобы защищать интересы своих граждан, своих предприятий. За это мы платим налоги, создаём продукцию для российских предприятий. Мы должны иметь какую-то защиту от нашего правительства. А то получается, что ты вообще не защищён, ты никому не нужен. Ты плати налоги, создавай рабочие места… А для чего?» - резюмирует бизнесмен.

Агентство новостей «Между строк»