Азартные люди. Как четыре друга из Нижнего Тагила с нуля создали квиз-франшизу

В Нижнем Тагиле большую популярность набирают квизы — интеллектуальные игры в барах. На фоне крупных федеральных франшиз ярко выделяется первый, и на сегодняшний день единственный, местный квиз «ЯЗНАЮ!». Причём в него играют уже не только тагильчане. «Афиша» поговорила создателями «ЯЗНАЮ!» о том, как сделать родной город интереснее и ярче и как новый бизнес научил их восхищаться горожанами.

Не как у других

Четыре друга — Александр Моисеев, Дмитрий Конодо, Сергей и Мария Осеевы — знакомы с детства: вместе учились в одном лицее. Каждый занимается своим делом. Пара Осеевых — дизайнеры на фрилансе, Александр Моисеев работает начальником смены в ТЭЦ на НТМК, у Дмитрия Конодо свой бизнес.

Идея создать свой квиз появилась во время игры в одну из популярных в городе викторин. У ребят была команда, им нравился такой вариант досуга, но организация игры устраивала не по всем параметрам. Друзья решили попробовать поработать с одной из франшиз, благо их сегодня на рынке предостаточно. Когда пришёл пакет вопросов, по словам тагильчан, им пришлось переписывать большую часть заданий, чтобы сделать их более интересными. Смысла платить за сырой материал не было, поэтому ребята решили составить конкуренцию федеральным франшизам.

Задачу перед собой поставили амбициозную — создать викторину с разнообразными турами, меняющимися из игры в игру, с интересными вопросами и рейтингом команд. Дальше квиз обрастал новыми идеями. Появился конкурс креативных фотографий в Instagram, которые участникам предлагают делать прямо во время игры, приз за самый необычный ответ и оригинальный внешний вид. Да и сами игры превратились в тематические вечеринки: создатели квиза заранее объявляют цветовую гамму вечера и некоторые игроки с удовольствием выполняют требования, приходя в бар в необычных костюмах.

Название первого, и пока единственного, местного квиза рождалось в течение месяца в муках и горячих спорах, признаются его создатели. Они хотели найти говорящее название, которое будет нравиться им самим. Тогда спонтанно вспомнилась фраза, которую сами ребята часто повторяли во время игры, когда слушали вопрос: я знаю!

2 августа бренду «ЯЗНАЮ!» исполнится один год. Создатели провели 20 основных игр и несколько специально разработанных для корпоративов местных фирм. Игры еженедельно посещает почти 200 человек. Это тагильчане от 25 до 40 лет, которым интересен необычный отдых.

«Приходят совсем разные люди, не только интеллектуалы, говорит Мария Осеева. Идут активные и позитивные люди, которые хотят проводить время интересно, весело и с пользой для ума, узнавать что-то новое. Каждый находит, наверное, что-то своё в этом».

«Не то чтобы в городе плохо с досугом, просто квиз это что-то новое, а людям новое интересно. К нам идут за эмоциями, добавляют ребята. Люди приходят не за подарками ну какая ценность у бутылки шампанского? Люди приходят проверить себя. Одержать  победу это ведь азарт, самолюбие, радость».

Самым сложным, особенно поначалу, признают Александр, Дмитрий, Мария и Сергей, было придумывание вопросов. Сначала они решили делать разделение по увлечениям. Так, Мария стала специалистом по темам, связанным литературой, Сергей — с компьютерами. Со временем голова начала работать иначе, говорят ребята. Сейчас любая мелочь вызывает у них профессиональное любопытство. Основой будущего вопроса может стать непонятное слово из фильма, блюдо, заказанное в кафе, какое-то событие — неважно, случилось оно вчера или 10 лет назад.

Ребята стараются сформулировать вопрос так, чтобы в нём уже была подсказка. Также важно, чтобы каждый участник игры почувствовал себя на высоте, поэтому в квизе «ЯЗНАЮ!» есть туры на эрудицию, на жизненный опыт, на узкоспециализированные знания.

«Со временем мы поняли, что в вопросе важны каждая формулировка, каждое слово, запятая. Бывают ведь очень умные игроки, которые могут тебе сказать, что вопрос синтаксически сформулирован неверно и это может ввести в заблуждение. Поэтому ещё одной особенностью нашей игры стало то, что у нас отсутствует апелляция. Каждый вопрос настолько дотошно прорабатывается, что ответ всегда будет однозначным», рассказывают создатели тагильского квиза.  

Больше, чем просто игра

Изначально, говорят создатели квиза «ЯЗНАЮ!», они не ставили перед собой задачи заработать много денег. Тем не менее бизнес, который требует много энергии и времени, сегодня на подъёме. В тагильский квиз уже играют в других городах. Он продан по франшизе в Екатеринбург, Паттайю (Таиланд), а в начале апреля был подписан договор с командой из Краснодара. Свою франшизу они оценили в 30 тысяч рублей и до конца года планируют продать её в 10 городов.

«В Паттайе игра вызвала большой ажиотаж, там это первый квиз в стране! Франшизу купили у нас бывшие тагильчане, которые сейчас живут в Таиланде, рассказывают Дмитрий Конодо и Александр Моисеев. Мы делаем качественный, конкурентоспособный контент, и нам важно, чтобы в других городах организаторы поддерживали уровень. Мы следим по фото и отзывам в соцсетях, как там у них всё проходит. Если нас не устроит организация игры, будем расторгать договор».

Успех дела, говорят организаторы, на 100 процентов зависит от команды. Нужен хороший ведущий (его роль берёт на себя Дмитрий Конодо), технический специалист, который сможет подключить оборудование на месте, подготовить аудио- и видеоматерил. А ещё важна атмосфера, которую создают фотографы (Максим Конанков и Сергей Патрушев) и диджей (Евгений Романов).

По словам ребят, их небольшой, но активно развивающийся бизнес вряд ли будет приносить доход, который позволит бросить основную работу и жить только на него. Да и цели такой не стоит — каждый занимается этим делом ради эмоций, которыми они заряжаются от участников игр. Благодаря своему квизу Александр, Дмитрий, Сергей и Мария узнали, что в их родном городе живёт много интересных, талантливых и умных людей. А это вдохновляет и помогает двигаться дальше.

«Тагил депрессия? Смотря с какой стороны смотреть на город, чем ты занимаешься здесь, размышляет Сергей Осеев. Когда я работал на УВЗ больше 10 лет в горячем цехе, у меня была депрессия. С 8 до 17 часов каждый день на работе, потом едешь по пробкам в маршрутке в духоте до дома. Дома уже ничего делать не хочется. А потом я нашёл себя, любимое дело и Тагил заиграл новыми красками».

Фото предоставлено организаторами игры «ЯЗНАЮ!»